Перечитала Курсив мой Берберовой. Лет через 20+, после первого чтения, примерно. По-прежнему увлекательно. Леди, конечно, железная, эта «мисс Серебряный век». Интересна ее самодинтификация, с Товием и Ангелом одновременно, - любимый сюжет на картинах, одна из "возвращающихся тем жизни".
"Сама я сквозь всю жизнь пронесла любовь к Товию, несущему рыб, идущему в ногу с Ангелом. Многое менялось в моих вкусах:
я разлюбила поздний Ренессанс (после 1500 года), я разлюбила французский восемнадцатый век, я прохожу мимо Тинторетто и Карпаччио, но Товий во всех видах неизменно восхищает меня. Я люблю "Товия, несущего рыб" и у Пьетро да Козимо, и у Ботичини, и у Тициана, и у Чимы да Конельяно, и у Верроккио, и даже у Гварди, у которого и Товий, и Ангел еще не идут, а только собираются уходить и прощаются: Ангел впереди, Товий чуть следом за ним и под руку, не за руку (это - вторая картина в серии "История Товия" в церкви св. Рафаэля в Венеции). У Ботичини ангельский шаг - широк и воздушен, у Тициана Товий шагает не в ногу, очевидно, не может поспеть; чаще всего он, маленький и серьезный, шагает рядом с огромным, спешащим к определенной цели, а не просто так себе гуляющим Ангелом, босым, с мускулистыми ногами и отогнутым большим пальцем на ноге. Ангел крепко держит в своей "настоящей" руке детскую руку Товия. Собака неопределенной породы тихонько бежит за ними".
Пьетро ди Козимо не нашла (он вообще-то Пьеро), Гварди тоже только исцеление слепого отца. Зато нашла:
Боттичини, 3 ангела ведут Тобиаса, 1470, Уффици:
Его же, Товия и Архангел Рафаил, 1495:
Тициан, Товия и ангел, 1512-14:
Чима да Конельяно, Архангел Рафаил и Товий со св. Иаковом и св. Николаем. Галерея Академии, Венеция
Андреа дель Вероккио, 1470-1475:
Еще есть Антонио дель Поллайоло, Ангел Рафаил и Товия, 1465-1470:
Филиппо Липпи, ок. 1475-1480:
Он же, ок. 1485:
Перуджино, ок. 1496-1500:
Более поздние Пьер Паросель (1670-1739):
Адам Эльсхаймер (1578, Франкфурт-на-Майне - 1610, Рим):
Денис ван Алслоот и Хендрик де Клерк (почему-то оба):
И неведомый мне неаполетанец Сальватор Роза (1615-1673), ок. 1670:
Интересно она написала про "персональную символику", что это одна из важных жизненных задач - понять ее. И сюжет необычный, особенно, эта загадочная рыба.
Поскольку собиралась в ближайшем выкладывать новые дороги и дорожки, выставлю хоть немного, снятого еще по теме "просто зима". Рискнула пройтись по лесу, практически без тропинок, по "целине":
Между тем подобрались к четвертой части РО: Fallt mit Danken, fallt mit Loben / Благодарения воздайте и восхваления несите.
Хор взят из той же светской кантаты "Геркулес на распутье", BWV 213/1. Незамысловатый сначала, но и в нем по мере развития прорывается настоящая баховская полифония.
С хвалою и благодареньем припадите
к престолу милости Всевышнего!
Сын Божий
изволяет стать
Спасителем и Избавителем земле;
Сын Божий
упраздняет ярость и неистовство врага. (
https://www.bach-cantatas.com/Texts/BWV248-4-Rus1.htm).
Click to view