Страдивари - миф и рынок

Sep 03, 2023 17:45

Название вчерашней передачи (не иначе как черт дернул посмотреть). Протаганистов два: Анне Софи Муттер и (клоун) Геррет. Только у них и есть Страды в собственности (на самом деле нет, но взяли их, наверное, как самые яркие примеры). Фильм вскрывает жуткие язвы этого общества, хотя все, на удивление, воспринимают, "как будто так и надо". Про рынок было больше, чем про миф. На моей памяти, еще каких-то 10-12 лет тому назад, обладатель Страда рассказывал, что на мастеркурсы берет другую скрипку.
- 3 миллиона, мне жизнь дороже...
Тогда я это восприняла как метафору или гиперболу, и напрасно. Эта страшная история произошла всего-навсего в позапрошлом году. В Парагвае был зверски убит скрипичный мастер Бернард фон Бредов, специалист по Страдивари, и его дочь Лорину. Перед смертью его пытали, очевидно, на его глазах пытали и девочку, в фильме сказали, наверное, чтобы не сильно травмировать нашу психику, - 16-летнюю, на самом деле 14. Перед смертью она была изнасилована. Что этот знаменитый мастер делал в Парагвае и где мама девочки - я не поняла, но это уже не важно. Мастер поручил соотвечественникам переправить четыре скрипки в Германию, те сказали, что скрипки якобы сгорели при пожаре, но вернулись за сертификатами. Потому что без бумажки и Страд не Страд. Очевидно, пытками преступники хотели эти сертификаты получить. Не знаю, почему не отдал, за 60 миллионов смотреть, как издеваются над дочерью?! (подробности: https://www.spiegel.de/panorama/justiz/paraguay-drei-deutsche-nach-raubmord-an-bernard-von-bredow-festgenommen-a-871d2cf4-9a29-418c-a84e-d2b5604903eb).
Историю из другой области, по-своему не менее страшную, но на этот раз со счастливым концом, расскзаала сама Муттер. Как в Австралии дирижер-левша, взмахнув рукой, выбил у нее из рук Страдивари. Она только услышала, как бы со стороны, свой крик и увидела, как скрипка летит, выписывая в воздухе петли, куда-то в оркестр, и приземляется, целая-невредимая, как оказалось впоследствии.
Муттер категорически против того, что скрипки скупаются банками и лежат в сейфах. Извечный спор между музыкантами и коллекционерами: первые утверждают, что это не только "произведение искусства", но и инструмент, кот. должен звучать, иначе портится. Вторые - что музыканты только ломают инструменты, а они якобы сохраняют. Сейчас это "объекты инвестиций". Если 10-20 лет тому назад счет шел на миллионы, то сейчас на десятки, 15 - средняя цена для хорошего Страда.
Разумеется, куча фальшивок, как с церковными реликвиями. Щепка Св. креста лежит во многих соборах, и паломникам этого хватает. Дека (нижняя или верхняя часть) от Страда - и уже достаточно, чтобы инструмент считался Страдом. Так делали еще сыновья Антонио, после смерти отца. В мастерской было достаточно заготовок, чтобы и сыновья прожили безбедную жизнь.
Третьей протагонисткой была молодая альтистка из Швейцарии, восточно-европейского происхождения. Она и рассказала в духе своеобразного "ми-ту", как ее и ее коллег-знакомых "меценаты" спрашивали, как далеко те готовы пойти, чтобы получить заветный инструмент. Проблема молодых девчонок, они все, как правило, не только красавицы, но и умницы, не говоря уже про талант. Одна пошла довольно далеко, вышла замуж за мецената. Тот подумал, что как жена та никуда уже не денется и отобрал у нее Страд, не дал больше на нем играть.
Одно дело, когда банк отбирает инструмент у 50-летнего на тот момент Франка Петера Циммермана, достаточно знаменитого, чтобы получить из этого травматичного факта дополнительную рекламу, а другое - у 20-летнего, для того это настоящая травма. Музыканты давно уже не владеют своими инструментами, они получают их в пользование от банков или фондов. Причем, если бы только Страды! Это касается практически всех хороших скрипок сейчас.
Могла бы и дальше продолжать, вспоминать истории, как знакомые забывали своих Страдов, кто в поезде, кто в гостинице:) (со счастливым концом, инструменты возвращались). Лично знакома с владельцами, в кавычках и без, пятеро профессоров, шестой - потерял Гваданини, это не Страд, но по ценности уже практически то же самое. "Наш", о кот. я раньше тут часто писала, продал свой, т.к. для новой семьи был нужен новый дом. Родители другого - продали дом, чтобы сыночку обеспечить карьеру. Потому ведь как: «Нет Страда - нет карьеры, нет карьеры - нет Страда". Замкнутый круг, альтистка эти отношения музыкантов и меценатом прямо рабством назвала.
При этом совершенно очевидно, что слушатель в зале не может отличить по звуку Страда от хорошего новодела. Да что там слушатели, эксперты тоже не могут. Это давно уже коммерческий пузырь, такой же, как с произведениями искусства, недвижимостью, да со всем. И это отвратительно.
Ладно, выговорилась, картинки, чтоб чуть-чуть скрасить мрачную сторону медали:




Вот что этому "Мессие" «Messiah» (1716) делать в музее?!


Полностью фильм есть в медиатеке 3-зат, но скорее всего вне Германии посмотреть его не получится:
https://www.3sat.de/kultur/kulturdoku/mythoa-stradivari-100.html

Муттер, переиграла весь репертуар, сейчас всякой экзотикой развлекается. В конце июня ей исполнилось 60, поэтому наснимали всяких фильмов, а 5 лет тому назад шумно праздновали ее "50 лет на сцене".
У нее даже два Страда! В личной собственности:) Но она одна такая.

image Click to view

#10историй, #жилабылаосень, скрипачи, Страдивари, Муттер, нравы

Previous post Next post
Up