В новогоднем репертуаре нашего театра Кафка, в виде оперы Готфрида фон Айнема. Роман я не читала (но скажу!) - Никогда не хотелось его прочесть, почему-то. Общий посыл казался ясным: бюрократический абсурд и дегуманизация. Спектакль начали делать в прошлом короно-году, причем сначала в Саксонии,
и только потом новый худ.-рук. перенес его сюда.
Для того, чтобы выдержать предписанные полтора что или или два (?) метра расстояния между всеми, кто задействован, уполовинили оркестр, человек 40 грубо говоря, вместо 80-ти. Главное, все заиграло новыми красками, т.ск.:
- Вы арестованы, но можете спокойно продолжать ходить на работу и работать...
- За что?
- Узнаете обо всем в свое время! Мы не уполномочены объяснять вам что-то больше сказанного...
В общем, хрестоматийные тексты раскрывают новые смыслы при перемене обстоятельств, - трюизм, но быть свидетелем таких перемен интересно. Как в 1914/15 году Кафка мог предугадать, что нас всех "посчитают" и посадят под домашний арест?! - Загадка.
Мировая премьера: 1953 год, на Зальцбургском фестивале, а у нас локальная, местечковая. С середины прошлого века опера была подзабыта, ставят ее редко. Музыка - среднего уровня, но не мешает. Про нее пишут, что смесь джаза с серийностью (последней не услышала совсем).
Звучит довольно резко, как концерт Стравинского для фп. и духовых. Думаю, что это все-таки результат сокращения в оркестре, а не "худ. замысел".
Голоса тоже неприметные, выделялся один-единственный, наш любезный друг, кот. совсем недавно вспоминала, в Процессе ему досталась роль Капеллана. Вот он, в роскошном костюме. На фотографии плохо видно, но в центре креста горит красный фонарик:)
Трое в "маленьких черных платьях" - мужики, в ролях проституток. Но если в Щелкунчике я была в шоке, то здесь - надо так надо, раз драма абсурда.
Кстати, в зале, в первом ряду партера в первом кресле слева сидел местный епископ, в смокинге, на шее у него висел точно такой же крест, только без красной лампочки:)
Картинки с сайта театра и из прессы:
Из театральных "новостей": новая метла по-новому метет, новый худ.-рук. уволил половину состава, и это очень-очень много. Куда им теперь, по новым, короно-временам, когда всех сокрощают?! А имеет право... По контракту.
В целом театр все-таки, увы, производит не лучшее впечатление, несмотря на экстравагантную премьеру.
К числу определенных плюсов постановки относится то, что трактовали они этот фантасмагорический кошмар с изрядной долей юмора.
В дополнение, немножко смешного с другой стороны. Обычно у нас идет бесконечная дискуссия, как лучше доехать до театра: на велосипедах, автобусе или на машине. Я против велосипедов, т.к. холодно, темно, неприятно, ну и глупо в такой ситуации "красиво одеваться". И против автобусов, т.к. вечером они ходят дважды в час, и уедет он обязательно перед носом. На этот раз "повезло" мне, за окном поливало дождичком, по недавнему снегу, превратившемуся в жижу, и на велосипеде не захотелось даже такому противнику машин, как мой муж. Ехала и думала: "как хорошо на машине", пока не подъехали к театральной парковке с количеством мест в "0", так по кр. мере высвечивало табло. Начали крутиться в старом городе: пробки, все стоят, сигналят, проталкиваются, нервничают (как будто всем в театр). Прекрасно помню, что в старые времена место для парковки находилось всегда, но сейчас нужно иметь удостоверение жителя конкретной улицы, чтобы там встать. С трудом выехали из замкнутого круга, вернулись на 700 м. назад, пришвартовались у тюрьмы (недалеко от дворца Турн-Таксисов), и то можно только на 3 часа вечером. Теперь пешком назад, вдоль дороги, классика в стиле Чаплина: кто-то идет про тротуару в белом пальто, рядом проезжает машина и обдает пешехода волной грязи с ног до головы (и этот кто-то, разумеется, я, хорошо хоть пальто не белое, только штаны)). Это все к вопросу "зимней безопасности":)
На вступительное слово опоздали, хорошо хоть вообще успели, еле-еле. На заключительную дискуссию тоже, т.к. стояли в очереди в гардероб. Зато возвращаться на машине определенно лучше, даже не оштрафовали за лишние полчаса на стоянке.
На этом месте был полутораминутный трейлер, кот. никому не показывается, меня включая. Кафка в действии. Может, просто по ссылке будет лучше?! Картинки тоже не видно?
https://www.youtube.com/watch?v=LlRWB3ikdhE&t=4s