Веронский кафедральный и Сан-Дзено Маджоре, если не близнецы, то братья, у которых - очень много общего. То же время, стиль, архитектор. Но именно Сан-Дзено считается одним из самых важных северо-итальянских романских соборов. Долгое время он служил эталоном храмовой архитектуры.
Колокольня 12 века:
Аббатство было построено в 9 веке на месте раннехристианского монастыря 4 века и по сути служило крепостью.
Именно здесь останавливались германские императоры во время своего пребывания в Италии.
Фреска на своде портала, так же как и у кафедрального собора.
Правая панель барельефов, сцены из Св. Писания, средневековые легенды, в нижнем ряду - охота Теодориха за дьявольским оленем (в "Поэме об охоте Теодориха" Крадуччи описал мистического оленя, заманивающего короля в ад):
По указанию Теодориха Великого в 5 веке была построена первая церковь над могилой Св. Зенона.
Колонны портика опираются на львов (у кафедрального собора - на грифонов):
Не удивительно, поскольку оба портала созданы одним и тем же мастером по имени Николо или Николауса.
Левая панель барельефов, внизу хорошо видна дуэль Теодориха и Одоакра, первого римского правителя-варвара.
Фотографировать внутри запрещено, но свойства запретного плода, увы, толкали меня на отчаянную контрабанду. Знаменитый триптих Андреа Мантеньи «Мадонна на престоле с ангелами и святыми», 1459 год:
А вот и сам Св. Зенон - наверное, одно из самых удивительных изображений мне встречавшихся. Он темнокожий, по одним свидетельствам - из Африки, по другим - из Сирии и даже Греции, держит удочку в руках, да не просто, а с уловом. Он ловил рыбу в реке, тем и питался, еще и других угощал. А самое главное, что он смеется. Причем, не обычным, а мистическим смехом.
Св. Зенон был восьмым епископом Вероны, так же ее покровителем. Даром его было изгонять бесов. Однажды во время рыбной ловли он увидел мчащуюся к реке повозку (бык явно был одержим злым духом). Зенон изгнал беса и спас возницу. Злой дух вселился в дочь императора Галлиено. Властитель послал к Зенону солдат с просьбой спасти его дочь. Солдаты застали Зенона за рыбной ловлей, получили в подарок три рыбы, но не остановились на этом, а украли еще и четвертую. В процессе варки оказалась, что четвертая, похищенная рыба, оставалась живой и в кипящей воде. Устыдившись, солдаты вернули ее епископу. Зенон же отправился во дворец и освободил бедную принцессу от бесов. Галлиено подарил ему за это свою корону, но Зенон разбил ее на куски и раздал бедным.
Статуя создана неизвестным автором эпохи триченто.
Фрески правого нефа:
Созданы под влиянием Джотто и Альтикьеро в 13-14 веке.
Бронзовые ворота - еще одно сокровище собора:
Чудеса Св. Зенона...
Почти венецианские маски.
Авторство приписывается германскому мастеру, возможно, южнорейнской школы 12 века, а так же итальянским мастерам.
Спасение дочери Галлиено:
Фантастические чудовища...
Внутренний двор мгновенно напомнил сад собора в Монреале на Сицилии.
Крытая обходная галерея, типичная как для романского стиля, так и для готики.
В Монреале здесь был роскошный сад, почти восточный, из 1001 ночи.
Но, может и тут что посадят, февраль все-таки)
Роза в центре фасада символизирует колесо фортуны. Шесть статуй демонстрируют превратности человеческой судьбы: наверху - человек на троне, затем - он же, повергнутый, все новые несчастья обрушиваются на него, но потом он возвращается на трон.
Что вселяет некоторую надежду.