Это та же вода, что несла крестоносцев, купцов, мощи св. Марка, турок, всевозможные грузы, военные и прогулочные суда и, самое главное, отражала тех, кто когда-либо жил, не говорю уже - бывал, в этом городе, всех, кто шел посуху или вброд по его улицам, как ты теперь (продолжаю цитировать Бродского, из "Набережной неисцелимых",
https://www.litmir.me/br/?b=104376&p=1).
Но перед набережной был еще Св. Захарий. Я не права, что стерла алтарь Беллини целиком и оставила только ангела с задумчивыми глазами:
Все равно плохо получился (сильно отсвечивал), поэтому из википедии:
Вот и набережная, Riva degli Schiavoni. Сразу такой простор, после узких извилистых улочек...
Витторио Эммануэле Второй - первый король объединенной Италии:
Напротив виднеется остров Сан-Джорджо-Маджоре:
В галерею "крылатых львов", с аллегорией самой Венеции:
Отель Чайковского, 4 симфония... Даже видела нотки на стекле в ресторане, только с "обратной стороны", в зеркальном перевертыше.
А табличку пропустила (из сети):
Позвольте немного поцитировать:)
Теперь возвращаюсь в Венецию, с которой начал. Во-первых, холод здесь ужасный, и это мне нравится, потому что итальянскую жару я испытал в прошлом году. Во-вторых, гостиницы все переполнены иностранцами, и я с трудом нашёл комнатку, притом весьма невзрачную. В-третьих, Венеция такой город что если бы пришлось здесь прожить неделю, то на пятый день я бы удавился с отчаяния. Все сосредоточено на площади св. Марка. Засим куда ни пойдёшь, пропадаешь в лабиринте вонючих коридоров, никуда не приводящих, и пока не сядешь где-нибудь в гондолу и не велишь себя везти, не поймёшь, где находишься. По Canale Grande проехаться не мешает, ибо дворцы, дворцы и дворцы, все мраморные, Один лучше другого, но в то же время один грязнее и запущеннее другого. Словом, совершенно как обветшалая декорация из 1-го акта «Лукреции». Зато палаццо дожей верх красоты и интересности, с романтическим ароматом совета десяти, инквизиции, пыток, ублиеток и т. п. прелестей. Я всё-таки избегал его ещё раз вдоль и поперек и для очистки совести побывал в других двух-трёх церквах с целой бездной картин Тициана и Тинторета, статуй Кановы и всяких эстетических драгоценностей. На, повторяю, город мрачный, как будто вымерший. Не только лошадей, даже ни одной собаки я не видел (Модесту, 17/29 апреля 1874, отсюда:
http://en.tchaikovsky-research.net/pages/Letter_347, с кучей опечаток).
Тремя годами позже:
Несколько дней, проведённых мною в Венеции, очень были для меня благотворны. Во-1-х, я позанялся, и настолько усердно, что брат отвезёт совершенно готовую 2-ю картину оперы к Рубинштейну. Во-2-х, я чувствую облегчение своему нездоровью, хотя вчера вечером было мне не особенно хорошо; но это я объясняю маленькой простудой. В-3-х, я полюбил очень Венецию, я даже начинаю влюбляться в эту красавицу и решился, проводивши брата, вернуться сюда. Не смейтесь, ради Бога, над моей изменчивостью, нерешительностью... Но на этот раз я сообщаю Вам не предположение, а положительное решение. Я даже нанял себе очень милое помещение на Riva dei Schiavoni в Hôtel Beau Rivage. Вчера и сегодня я много бегал по городу, ища подходящего помещения. Сначала я хотел нанять меблированную комнату и осмотрел их целую массу. Везде грязно, хотя везде поместительно, везде больше, чем мне нужно, и хотя относительно недорого, но неуютно, неудобно. Сезон в Венеции очень плох, иностранцев мало, и везде, куда я появлялся смотреть квартиры, меня принимали с распростёртыми объятиями, с уверениями, что я буду принят как родной, что за мной будут ухаживать и т. д. Из массы этих квартир я не знал, на какую мне решиться, как вдруг сегодня зашёл в Hôtel Beau Rivage, который показался мне скромным, чистеньким и где я нашёл совершенно подходящие две комнаты, правда, в 4 этаже, но с прелестным видом на лагуны, остров S[an] Giorgio, Lido и т. д (Н. ф. Мекк, 18/30 ноября 1877,
https://en.tchaikovsky-research.net/pages/Letter_650).
"Скромный" отель сегодня далеко не скромный, а те самые комнаты называются теперь «Tchaikovsky Suite», выглядят примерно так (из сети):
Вид из окна остался неизменным:
Со времени Чайковского собак в городе явно прибавилось! Этот очаровательный наскакивал на волну, ловил ее, удивлялся, - смотреть на него было одно удовольствие:)
Санта-Мария-делла-Пьета - "вивальдиевская" церковь, где состоялась премьера ставших шлягерными сегодня "Времен года" в исполнении девчонок из сиротского приюта - разочаровала тем, как ее завесили:
А также злобностью контролерки, не позволившей даже взглянуть из-за порога... Пусть хоть здесь будет нормальный фасад из википедии:
С интерьером:
И фреской Тьеполо:
Продолжаем двигаться по берегу от центра в сторону парка.
Чем дальше от центра, тем спокойнее, и меньше людей.
Предыдущий №1:
https://lana-ustinov.livejournal.com/1221779.html.