"Бах сегодня"?

Aug 07, 2021 13:27

Название концерта, только без вопросительного знака, вчерашняя трансляция с баховского фестиваля в Ансбахе (куда нас даже занесло этой весной: https://lana-ustinov.livejournal.com/1175636.html) Как попасть на летний фестиваль? Да включить тв-ящик... (как еще!). Кремер, Kremerata Lettonica ("Кремерате Балтике" не дают собраться по короно-причинам), треть обычного состава. Программа:
GIYA KANCHELI (1935-2019)
Bridges to Bach für Violine, Streicher, Klavier und Vibraphon

image Click to view



Все-таки хорошее сочинение, хоть мнения у нас по этому поводу и разделились.

ROBERT SCHUMANN / PAUL ANGERER (1927-2017)
Fuge Nr. I und II über den Namen BACH

Не нужно такое вытаскивать на белый свет, у каждого есть учебные фуги и пр. полифонические домашние задания. Конечно, Шуман - не "каждый", но все равно не надо.

VALTENIN SILVESTROV (*1937)
Hommage to J.S.B. für Violine und Vibraphon

image Click to view



Отличное сочинение, в чем-то "крепче" Канчели, если вообще можно сравнивать, их - нельзя.

JOHANN SEBASTIAN BACH
Konzert für Cembalo (Klavier) und Orchester g-Moll BWV 1058

Провальный номер, нулевой пианст - Georgijs Osokins (Георгий Осокин, по-нашему), третье поколение якобы "знаменитой" (но полностью мимо меня прошедшей династии, учился у отца). Играть Баха на рояле,  с педалью... - извините. Слушать сегодня такое уже не возможно. Играет как Дэвид Геррет, полу-попса, полу-претензия, но есть надежда - что когда-нибудь прекратит совершенно (и правильно сделал бы, но не прекратит же! лучше б в попсу ушел).
По прослушивании такого тянет на "обобщения": царская Россия в Прибалтике дала Хейфеца,  Советский Союз - Хиршхорна, того же Кремера... А Европейский кого? Georgijs Osokins?!

VICTOR KISSINE (*1953)
Madrigal „In Memoriam Philip Hirschhorn“ (für 5 Violinen)

Воспоминание о Хиршхорне в кремеровском концерте - это вообще особая  (кривая) "линия"... Сверстник (друг, соперник Кремера), четверть века как нет его в живых, а Кремер ставит сочинение в свои программы, хорошо хоть сам не вышел играть...

ANDRIUS ŽLABYS (*1977)
Kaleidoscope of lost time für Violine und Streicher
(Gidon Kremer und der Kremerata Baltica gewidmet, deutsche Erstaufführung)

Увы-увы, там, где имитация Пярта - даже неплохо звучит, местами, но таковых % 15-20, не больше. В остальном, сплошное увы. Дубль-обобщение: как бы ни относились к тому СССР-у те же Пярт, Сильвестров, Канчели ++++++, если ЕУ выдает композиторов уровня  ANDRIUS ŽLABYS - может с ЕУ что-то не то?

Aus dem Zyklus The Art of Instrumentation - Hommage à Glenn Gould:
Bach - Stevan Kovacs Tickmayer
Variations on Goldberg Aria (für Quintett)

Очередное заблуждение - якобы в память о Гульде вставлять в баховскую ткань короткие куски из Шенберга. Да, Гульд любил обоих, мы это и так знаем.

Bach - Victor Kissine
Aria from Goldberg Variations (für Violine, neun Streicher und tape (Glenn Gould)

То, что Кисин откровенно слабый композитор, было ясно из предыдущего номера. Поставить Гульда в записи, на старой слегка шипящей магнитофонной ленте, звучащей как бы "из далекого прошлого", - да, эффект есть. Но свидетельствует он лишь о том, насколько играющим сегодня до него далеко, - разные планеты. Тему арии вышел играть маэстро... Больно об этом говорить, писать, думать, но от него практически ничего не осталось. Время, время, что ты делаешь, именно со скрипачами!? Пианисты играют до 80-ти, дирижеры выходят махать до 90-та, и только струнникам надо к 70-ти прекращать выходить на сцену с инструментом. Ради себя же прошлых. Беспощадные струнные...
На бис - Пьяццола, конечно, было ясно сразу же. ЮТ не разрешает поставить это видео (https://www.youtube.com/watch?v=750ci3qFrXY) в пост, так что пусть будет 12 челлистов (они, правда, лучше играют):

image Click to view



Когда-то кремеровские программы воспринимались как детектив, сочетания старого и нового - как парадокс и откровение, а сейчас - как повторение себя самого.
Кремерата леттоника: жуткое напряжение для слуха, когда чуть-чуть нечисто, зато постоянно. Слушать такое долго невозможно, начинает болеть голова. Мы были рады, что не сидели в зале (с масками), не поехали, не купили билеты... И так-то разочарование, а лайв - было бы вдвойне.
Проблемы с интонацией касаются и самого маэстро, + правая рука подводит (не ломаются аккорды), даже энергетики его бывшей, сумасшедшей не осталось. О его концертах в Москве, в Питере, в Горьком (да, мы ездили за ним попятам, в том же поезде) сейчас вспоминать не буду. Как и о  его книжках (он понаписал их тьму, а я в свое время все их прочитала, немецкий оригинал автобиографических "Осколков" гораздо лучше русского перевода). В общем, пусть останется таким (в памяти, по кр. мере - в этом посте). Шнитке, Первый Кончерто гроссо:

image Click to view




Бах, этолето, общество, #этолето, скрипачи, Кремер

Previous post Next post
Up