Сегодня старый русский НГ, но у меня что-то время идет с опозданием. Продолжаю открывать окошечки своего виртуального зимно-марафонского календаря: 12 января (ДР не только моей давней подруги, отпраздновавшей вчера свои 83, но и) 145 лет со ДР Джека Лондона - любимого писателя советских подростков. Говоря о Мартине Идене мы в какой-то степени подразумеваем и самого Джека Лондона, роман автобиографичен. Поэтому день был отмечен просмотром новой экранизации, фильма Пьетро Марчелло 2019 года.
Роман все читали в детстве, и никто во взрослом возрасте, сейчас к нему возвращаться никому в голову не прийдет. Но в детстве волновали страсти, чувства, героизм, а роман вообще-то социальный.
Фильм интересен, но в первую очередь тем, в чем он отходит от первоисточника. Действие американского романа переносится в Италию, в Неаполь, в принципе уже этого достаточно, чтобы смотреть фильм. Время неопределенно, оно может быть как до- так и после военным. Джо Дассен - это 60-е, но как же уместно звучит его "Салю - сэтанкор муа" на фоне документальных кадров, собственно к действию не имеющих никакого отношения! Пьетро Марчелло известен в первую очередь как документалист. Архивная хроника, превратившаяся в руках наших режиссеров в штамп, этот фильм наоборот поднимает на какую-то новую высоту, и заранее ясно, что счастливого конца не будет.
Но ГГ (Лука Маринелли) по ходу действия нравится все меньше и меньше. Внешне он как близнец похож на Маяковского, режиссер прямо говорит о том, что добивался этого сходства (знал ли Пьетро Марчелло о том, что Маяковский в свое время снялся в фильме, кот. не сохранился, где сыграл Джека Лондона?! - вряд ли).
По ходу мелькают и другие переклички с русской литературой, герой выругивает Обломова, называя его паразитом. Вне литературы - оратор на собрании и Ленин тоже похожи как две капли воды. Джек Лондон всегда был левым, ему надо было кинуть своего героя в жерло революционной борьбы, и тогда ему - Мартину Идену - по крайней мере не было бы "мучительно больно". Или просто оставил бы его графоманом, пусть бы тот писал и писал и писал... Но Джек Лондон сделал своего героя ницшеанцем-индивидуалистом, запрограмировав таким образом нерадужный конец. Кстати, до сих пор не известно, передозировка морфия, послужившая причиной смерти 41-летнего писателя, была случайной или намеренной. В качестве одного из "доказательств" версии суицида приводят сюжет Мартина Идена.
Click to view