режиссер: Анджей Вайда
год: 1996
страна: Польша
в ролях: Анна Вельгуцка, Анна Муха, Анна Повежа
Девочка Никто. Она разрывается между тремя мирами. У нее и имени-то нет. Дома - Марыся, для Каси - Минька, для Эвы - Майка. Она сама не знает, кто она. Ей ничего не стоит отказаться от себя (плевок в святую воду, короткая стрижка, цыганские наряды, шикарные бальные платья и косметика), чтобы "попасть в большой мир", в ней нет какого-то внутреннего стержня, и поддержки ждать не от кого.
За всей независимостью Каси - одно только самолюбование, от Панны Никт она ждет лишь восторгов и поклонения ее таланту. Эва, с ее "приказами", просто хочет поразвлечься и отомстить. Обе они используют "пластилиновую" Марысю, вылепливая ее по образу и подобию своему.
А дома - разговоры, чаще всего сводящиеся к тяжелому семейному положению:
"- представь себе что ты - это большой грузовик, а твое сознание - водитель этого грузовика, и водитель не знает, что везет. он не может остановиться и заглянуть под брезент. единственный способ узнать, что у тебя внутри - это поехать по бездорожью, угадывая, что везешь, по поведению машины. кася говорит, что это точный образ.
- Так. У них есть грузовик?
- Не знаю (...) Кася своего отца никогда не видела, но они часто созваниваются и говорят по-французски.
- У них есть телефон?
- Уи... По-французски это значит, да. Жетем мон папа - значит, я люблю папу...
- Та-а-ак. Ты что, украла у отца свитер??
- Мне не в чем было пойти в школу.. "
И чем дальше девочка погружается в большой мир, видя в своих подругах опору, тем грубее и жестче становится, подражая в своей дерзкости своим "подругам", для который она не больше, чем Панна Никт. Но их дерзость - побочный эффект избалованности, которая, в свою очередь, - побочный эффект денег.
"- Девочка Никто... Девочка Никто - это я?"
Есть в этом фильме что-то странно-параноидальное. Яркость второстепенных персонажей (учительница со шрамами на запястьях, мужчина с букетом цветов, слепой младший брат Марыси), непонятные образы, преследующие Панну Никт, хаотичность повествования.. Черточки, которые прослеживались и в "Охоте на мух".