Неделя в Абхазии - новогодний тлен-трип. Часть вторая (3-6 января)

Jan 16, 2017 18:51

И снова здравствуйте!
Продолжу, пожалуй, рассказ о поездке в Абхазию.



Первая часть закончилась на том, что мы благополучно дошли от угольной выработки до посёлка в сопровождении местного охотника. После чего он предложил показать нам еще одну шахту прямо в посёлке. Типа, она нормальная и проходимая.



Привёл к порталу - действительно, вход в шахту, даже с почётной надписью "Рудник имени Сталина" над входом.
Мы зашли внутрь, а он отправился общаться со знакомыми в гараже недалеко от портала.
Но фоток из этой шахты я вам не покажу, потому как она оказалась предельно унылая внутри, и я даже не доставала камеру. Расскажу так.
Короткая выработка, заканчивающаяся обвалом, до которого еще и не так просто дойти: всё пространство под ногами завалено старой деревянной крепью (тухлые брёвна) в несколько слоёв. Крепь гнилая и разваливается, а под ней спрятана мерзкая рыжая жижа неизвестной глубины. Ботинки от той жижи я, к слову, до сих пор не смогла отмыть.
Дойдя все вчетвером до точки, начиная с которой дальнейшее условно-комфортное продвижение возможно лишь в сапогах, мы вновь разделились. Один из нас сначала ушел вперёд, прогулялся до упора и вернулся, а затем отправился наружу - за машиной. Другой остался в той самой переломной точке, т.к. своих сапог у него не было, а чужие не налезли :) Ну а я вдвоем с четвёртым участником (тем самым, который в одиночку ходил разведывать предыдущую выработку) попёрлась смотреть, как оно там впереди завалено.
И скажу вам честно - конкретно этот "объект" из всей поездки мне понравился менее всего, потому как не вызвал вообще никаких положительных эмоций. Скучный тоннель, заканчивающийся скучным завалом. Почему-то я очень устала форсировать эти тухлые брёвна, то и дело проваливаясь в лужи мерзкой жижи непонятной глубины. К моменту выхода наружу шахта меня раздражала и вообще хотелось спать :)
Из-за возникшей недосказанности по отношению к местному (в прошлой части я писала, что мы из опасений и осторожности не стали сообщать ему, что приехали на своей машине) нам пришлось выходить из портала без фонарей - чтобы со стороны гаражей нас не заметили и не стали снова провожать. Дурацкая ситуация, на самом деле. Но мы фактически вслепую дошли до дороги, на которой нас уже поджидал отправившийся за машиной товарищ, после чего мы уехали из Акармары и ночной дорогой вернулись в Сухум, где вновь зановечали в съёмной комнате.

Следующий день - 4 января - мы долго спали, а оставшуюся половину дня решили посвятить точкам вблизи Сухума.
Где-то к обеду приехали к заброшенной станции Келасури, возле которой обнаружилось тленное кафе с верандой



Вокзал Келасури похож на прочие заброшенные вокзалы, только маленький.



Внутри всё так же, как везде, - красиво, но сильно разрушено





Следующим пунктом программы был выбран "санаторий на ногах" - так называлась в моем маршруте метка бывшего детского лагеря Министерства путей сообщения. Лагерь оказался совсем плох, однако "ноги" присутствовали



Те самые ноги - архитектурная фича вместо певрого этажа здания. Видно, что раньше были отделаны мрамором или ракушечником, но всё похищено...



Во дворе лагеря обнаружился специфический мозаичный колодец. С моей любовью к мозаикам даже такая мелочь весьма приятна :)



После санатория-на-ногах мы поехали к аэропорту Бабушара. С ним вышло как-то совсем неинтересно - едва приехав, тут же познакомились с охранником, который достаточно вежливо попросил не ходить внутрь, типа нельзя и много битых стёкол. Наблюдали параллельно с нами приехавших местных, один из которых остался сидеть в своей тачке, а второй вышел, обошел здание и залез в первое же разбитое окно. Я наблюдала за ним - он шарился с фонариком по нишам возле лифтов в поисках кабельной проводки.



Вообще, снаружи здание терминала впечатляет больше, чем изнутри. Я засунула голову в какую-то дыру - внутри он похож на недострой, настолько всё вынесено. Сохранились полумеханические табло расписаний и больше ничего. Ну, на полу само собой какашки - видимо, скотина даже сюда заходит...





Следующим пунктом программы на этот вечер оказалась точка, которая в моем маршруте называлась "завод газировки".
Мы приехали к нему уже в сумерках. На территории увидели будку охраны, от которой к нам тут же рванули лающие собаки.
Почему-то я решила не брать фотик (вот она, фотолень!) и ограничилась тем, что собралась дойти до административного корпуса и сфоткать медальон с оленем на его торце.



Из будки, тем временем, никто не спешил выходить, а двери адм.корпуса оказались не заперты... Зайдя внутрь, оказываешься в сильно заброшенном и сыром здании с остатками советского оформления. Здание заводоуправления соединяется переходом с обширным цехом, внутри которого некогда действовал Бабушарский завод безалкогольных напитков. Они разливали советскую газировку Пепси и Фиеста, разводя ее из импортных концентратов.





Нашли бочку с концентратом, не пустую :)





К нашей неожиданности, внутри цеха даже сохранилось какое-то импортное оборудование







Но по большей части завод оказался категорически пуст, ровно как и будка охраны.
Собаки, к слову, с нами почти сразу подружились :)
К моменту нашего выхода с территории завода кругом была почти полная темнота. Прочувствовав то, какими малопродуктивными получаются дни, когда долго спишь по утрам, мы решили на этот раз не затягивать с началом ночевки, а с утра встать пораньше...

Утром же 5 января проснулись рано-рано (спали, к слову, в палатке на берегу моря) и отправились смотреть один из самых баянных подземных объектов Абхазии - так называемый "Объект А".
Причём это самое А связано не с тем, что кругом Абхазия, и даже не с тем, что рядом планировались объекты Бэ и Вэ.
Этот самостоятельный научно-технический объект якобы был создан в послевоенные года на базе санатория Синоп для проведения научных работ по изучению разделения изотопов, причем до 1953 года институтом (Сухумским физико-техническим, как он стал называться) руководил немецкий ученый Манфред фон Арденне (чью любопытную историю жизни и научных достижений можно прочитать много где в сети, включая статью на википедии)

К настоящему же моменту СухумФизТех вполне себе жив, а вот подземный Объект А представляет собой любопытную с эстетической точки зрения хреновину, состоящую из пары 100-метровых тупиковых тоннелей, уходящих в гору. Тоннели эти соединяются между собой четырьмя угловыми "сбойками", три из которых смотрят углом в гору, а четвёртая - внешняя - углом наружу.



Угловая сбойка



В общем, классная тема, мне понравилось :)





После знакомства с "Объектом А" мы отправились по сухумской улице Чанба в сторону руин лечебницы на радоновом источнике.
Источник, представляющий из себя бурлящий небольшой фонтанчик, нашелся у обочины дороги. дозиметра, чтобы проверить его радоновость, в этот раз с собой не было.
Ну а сама лечебница оказалась весьма скучной руиной в духе большинства местных заброшек





Здесь когда-то стояли ванны, отсеки с которыми были разгорожены при помощи стеклоблоков, которые кто-то почти полностью украл (вместе с ваннами)





Дальше по дороге наверх от лечебницы находится одно из популярных туристических мест - так называемый Мост царицы Тамары, он же Беслетский мост.
Мост как мост, разве что из под его днища растут перевёрнутые деревья и им норм. Пишут, что мосту этому несколько сотен лет и держится он едва ли не святым духом (+ технологиями строительства), что не мешает туристам по нему шляться.
К слову, о туристах. Сюда катают экскурсии на небольших автобусах. Рассказывают историю моста в комплекте с легендой. при том, что можно доехать автобусом до остановки Известковый завод и глянуть достопримечательность без всяких экскурсий. Ну а мы на машине



Возле моста растет крутое дерево, обвешанное какими-то бумажками и лианой. Ну а за деревом вдоль дорожки можно наблюдать пару печей и руины старого известкового завода (в честь которого названа автобусная конечная). Печам всего чуть больше сотни лет, а выглядят они не менее круто, чем мост.





Обязательно засунуть голову внутрь печей :)







Дальше вверх по реке Басла находится еще одна крутая достопримечательность, на которую тоже водят экскурсии.
Называется она Беслетская ГЭС, и из всех посещённых за этот трип объектов я ставлю её на почётное второе место (после Ткуарчал ГРЭС).



Возле ГЭС есть пара жилых домов, где можно погладить добрую собаку



Ну а на саму ГЭС вас сопроводит смотритель, телефон которого написан на воротах.
Про неё можно много где прочитать, но чтоб вы не гуглили, я немного напишу и здесь.
Это ГЭС при плотине высотой 11 метров. До недавнего времени она работала и обслуживалась, плотину чистили... Теперь уже всё



Основная часть потока реки падала с плотины задаром, но часть по отводящему каналу подавалась на два турбогенератора



Сама ГЭС построена в 1905 году меценатом Смецким и является одной из самых старых ГЭС Абхазии, да и всего кавказа в целом.
Сохранился мраморный щит управления



Ну а генераторы были заменены при модернизации в 1950-х годах (на произведенные питерской Электросилой), при том, что турбины и турборедукторы остались старые, дореволюционные, немецкого производства





Турборедуктор производства крутого немецкого концерна Voith, существующего уже более полутора веков



Пожалуй, пост про эту ГЭС я напишу отдельный - т.к. она красивая и фоток с неё у меня вышло достаточно для самостоятельного обзора.

А мы тем временем поехали в центр Сухума, где один из участников очень хотел посмотреть на здание Дома Правительства



Здание это стоит здесь в таком виде с самой воуны. Его слегка отмыли от следов пожара, заделали лесенки решетками да и бросили.
В одном из двух боковых крыльев сейчас частичный ремонт и сидит какая-то контора. Второе боковое крыло выглядит вот так



В прошлый раз, в 2010 году, решетки оказались закрыты, а пролезть через лифтовую шахту я видимо не догадалась...
На этот раз лезть в шахту даже не пришлось, потому как одна из решеток нараспашку.
Пару десятков лестничных пролётов - и мы на крыше



Виды с крыши превосходные, да и вообще всё этот здание нависает над абхазией как огромный символ этой заброшенной страны. Если будут желающие - выложу еще фоток с него в комментариях.





Закончив с домом правительства, мы отправились навестить Сухумскую промзону, в которой нас интересовало три предприятия - мясокомбинат, обувная фабрика и рыбоконсервный завод



Мясокомбинат оказался совсем скучным и унылым местом, ровно как и обувная фабрика. Единственное интересное на ней - неплохо сохранившееся бомбоубежище с необычными гермоворотами. Их необычность в том, что вместо стандартного решения 4 на 4 клетки (за счет ребер прочности) здесь применено решение 3 на 3.



Ну а в остальном - убежище как убежище, приятное, хоть и брошенное





Еще одно убежище нашлось на рыбзаводе, но оказалось совсем грустным и ничем не примечательным, кроме того, что переделывалось под склад-холодильник, но даже после этого оказалось брошено



Однако, на рыбзаводе меня весьма порадовали мозаики





После промзоны мы отправились ужинать в кафе, в котором полтора года тому назад бывал один из участников трипа.
Здесь произошло очередное совпадение - мы встретились с теми самыми знакомыми, с которыми отмечали новый год! Вновь не сговариваясь.
Стоит добавить, что прежде мы также случайно уже пересекались с ними дважды - один раз просто на трассе, возле берегоукрепительных сооружений (из первой части), а второй раз - возле той самой угольной штольни, куда нас провожал местный охотник (при том, что они ездили не на штольню, а просто в горы - по той же самой дороге!). Не знаю, как такое возможно - столько раз встретиться машинами в пределах целой страны. Но и в дальнейшем это происходило снова :)



Последний день нашего пребывания в Абхазии - 6 января - начался с визита в "недавно закрытый санаторий", на деле оказавшийся детской больницей



Больница, пережив войну, умудрилась закрыться относительно недавно, причем в ней уцелело немало аппаратуры и оборудования





В общем-то, за этот день у нас было в планах вернуться в Россию и желательно по светлу преодолеть серпантин между Сочи и Туапсе, поэтому после больницы (в которой мы провели чуть больше времени, чем планировали) двинулись как бы обратно, в сторону Гагр



По пути к Гагре зарулили на два заброшенных вокзала - станции Гудаута и Бзыпта





Ну а в Гагре заехали посмотреть на то, что стало с местным летним театром, переделанным еще при СССР в кинотеатр



Некоторое время назад в нем начиналась реконструкция - были заменены двери и окна, однако, потом всё снова забросили



Внутри никаких изменений, кроме разрушений



Однако, он по-прежнему весьма красив





Здесь-то, недалеко от Театра, я наконец решилась искупаться в море :) Благо, погода располагала, а показания термометра приближались к +20
К слову, из четверых участников помимо меня купался только один



Искупавшись, мы подсохли и отправились глядеть городской железнодорожный вокзал Гагры, в который я почему-то заленилась взять фотик... Снова фотолень и я снова жалею об этом :( Хоть он и открыт, - мало ли, не дождется моего следующего визита?



Внутри вокзала сохранились люстры и куча антуража в виде старых ячеек камер хранения, а также надписей над окошками касс и дежурного







После вокзала поехали к выезду из города мима большого брошенного универмага



Ну и возле него зарулили к ЖД мосту промеж двух тоннелей, на котором размещалась ранее платформа Абаата.
Павильон платформы мы умудрились не найти в кустах :(
Зато на полшишечки заглянули в тоннель



И прогулялись до заброшенного павильона принудительной вентиляции тоннеля, в который меня почему-то тоже заленило взять фотик...





В общем-то, это оказался последний объект, который мы посмотрели в Абхазии, после чего двинулись к границе. Само собой, проехать серпантин до заката у нас не вышло, - но по темноте тоже вполне справились.
В дальнейшем, двигаясь к Москве, мы наблюдали за тем, как температура за менее чем сутки в пути из +20 стремительно превращается в -26...

На этом всё :)
Благодарю за просмотр!
Прошу прощения за вероятные опечатки.
И задавайте вопросы, если таковые возникли.

abkhazia, foto, vaults and bombshelters, 2017, abandoned, nex6, phone shots, industrial, underground

Previous post Next post
Up