Простое искусство сюжетно-ролевых игр

Aug 15, 2011 16:29

Originally posted by julug at Простое искусство сюжетно-ролевых игр
 Моя статья для журнала Нарния. Служение детям,  вышла в номере 1(2) -2011

Простое искусство сюжетно-ролевых игр

Часто говорят: "это детские игры", подразумевая, что дело несерьезное, не стоящее больших трудов. Но такое ли простое занятие - игра?

Маленькие дети не столько играют, сколько исследуют вещи на ощупь, вкус, запах. Первые, предметные, игры лишь копируют действия взрослых. Но и в них расцветает изобретательность и фантазия. Так, малыши быстро учатся заменять недостающую в игре ложку - палочкой, настоящий торт - песочным куличиком. Поначалу ребенок повторяет увиденное, не проникая в суть действий, не меняясь и не придумывая историй и объясннений этим действиям. Он кормит куклу не потому что та проголодалась, а потому, что под руку попалась ложка.

После двух лет появляется сюжетно-ролевая игра, а с нею - удивительные приключения, опасные путешествия, встречи с любимыми героями и заманчивые "взрослые" занятия. Происходит это незаметно - как и год назад, девочка нянчит куклу, мальчик возит машинку на веревочке. Но теперь они сосредоточены не на действии, которое отработано и привычно, а на воображаемой жизни и выбранных ролях мамы, водителя, врача, строителя. И с игрушками так же происходят превращения - в руках ребенка они оживают, начинают смеяться, убегать, что-то требовать.

Часто кажется, что способность играть врожденная. Дай ребенку подходящую игрушку - и он сразу поймет, что с ней делать. Но немало родителей пережили разочарование, от того, что лучшие игровые наборы быстро оказывались в дальнем углу, а ребенок продолжал требовать внимания взрослых. Хотя дети безусловно могут играть и придумывать игры без чьей-то подсказки. Но качество этих игр, сам навык игротворчества зависит от взрослых. Тут стоит помнить, что игра это не способ переждать неудобный для обучения возраст. Именно через игру маленькие дети учатся, развиваются, усваивают все необходимые навыки и правила жизни в обществе.

Ребенок будет играть сам, но для того, чтобы его игра совершенствовалась, нужны подсказки и знания взрослых. Например, малыш изображает пожарного: бегает по квартире с веревочкой и заливает из нее - "шшшш" - воображаемый огонь. Сам ребенок такую игру вряд ли разовьет - у него всех знаний о пожарных - одна картинка в книжке. А вот взрослому совсем просто приставить кулак к уху и позвонить: "Динь-динь, у нас пожар, приезжайте скорее" - и малыш с двойной радостью поспешит на помощь, у его игры появится цель. Взрослый может перевернуть табуретку и превратить в пожарную машину. И тогда роль малыша усложнится, он будет и пожарным, и водителем машины и игра станет разнообразнее. Еще одна деталь - оборудованная на диване пожарная вышка - вот, оказывается, сколько дел у пожарных. И это не все, пластиковая бутылка превращается в огнетушитель, а машина становится совсем настоящей с яркой табличкой "01". Так за несколько минут игра развивается, усложняется и становится из случайной забавы праздником, событием. К такой игре малыш еще не раз вернется, обучит играть в нее друзей, сам дополнит новыми деталями.

Но бывает помощи, подсказки взрослого недостаточно. Игра - основная, ведущая деятельность дошкольника, он не просто иногда занимается игрушками, он так живет постоянно. И, конечно, ребенку хочется, чтобы самые важные люди не только выслушивали подробности его одиссеи и давали советы, но и делали что-то вместе с ним. Малышу это нужно постоянно. Ребенку постарше интересно заниматься чем-то одному или со сверстниками. Но еще долго, а если повезет - всю жизнь, огромной ценностью для него будут общие с родителями дела.

И взрослому также нужны совместные игры. В них проще понять и узнать своего ребенка. Выяснять отношения эффективнее не с самим малышом, а с непослушным медвежонком у него в руке. Примеряя разные роли можно поделиться своими мечтами. В придуманном мире хорошо учиться чему-то друг у друга и просто дурачиться. И именно в играх взрослые часто теряют серьезное лицо, забывают педагогические убеждения и находят себя.

Как же включиться в сюжетно-ролевую игру, стать полноправным ее участником? Для начала можно взять в руку игрушку и заговорить тоненьким голоском. Впрочем, игрушка тут не обязательна. Пусть ботинок запищит: "Надень меня скорее, я гулять хочу", ложка обрадуется, что груз морковки доставлен по назначению. Тут главное - помнить, что нет специального времени для игр, вся жизнь ребенка - игра.

Вот несколько сюжетов, которые обычно разыгрывают дети и идеи, как их можно развивать и разнообразить:

Гости
Малыши любят принимать гостей - накрывать на стол, готовить угощение, рассаживать игрушки за столиком, подкладывать им пирог, а потом провожать гостей, чтобы через несколько минут встретить опять и повторить все сначала. Как можно разнообразить игру? Готовить угощение - воображаемое, из природных материалов, бумажек, лепить из соленого теста аппетитные булочки. Можно сосредоточится на самой еде или на том, как варить, жарить, печь. Сюрпризом ребенку станут подарки от гостей. Так просто завернуть в красивую обертку наклейки, картинки или печенье, и столько радости они доставят! А раз подарки - будем праздновать день рождения одной из игрушек: поставим на пластилиновый торт палочки-свечки и станем дуть на них и петь поздравительную песню. Нарушать идилию за столом может один непослушный, невоспитанный гость. Ребенок посмеется над ним, но и выводы о правилах поведения сделает. Перед приходом гостей или после устроим уборку, детям это тоже интересно. А еще можно играть в гости без игрушек. Оборудовать домик малыша под столом, мамин - на диване и ходить друг к другу: один подарок приносит, другой угощает.

Кафе
Совсем иной получается игра в кафе. Интересно его оборудовать - делать меню и вывеску, расставлять столики, оформлять витрину. А как увлекательно встречать посетителей и принимать у них заказы, расхваливая блюдо дня и хихикая над нелепыми просьбами принести суп из игрушек или печеную шляпу. Иногда блюда могут быть воображаемыми, как и посуда. Но в другие дни стоит сосредоточиться на кулинарных процессах, и лепить, вырезать или приспосабливать для угощения все, что есть под рукой. И важная деталь - попросить счет и расплатиться.

Огород
Современные дети далеки от земли, но с тем большим интересом они относятся к растениям и неизменный восторг вызывает у них открытие, что овощи и фрукты можно не только покупать в магазине, но и самим выращивать. Предложите поиграть в огород: посейте воображаемые семена, поливайте их из лейки, прогоняйте вредителей, выдергивайте сорняки, собирайте урожай. Дети удивительно легко домысливают недостающие детали и с одинаковым удовольствием угощают вас и нашедшимися в хозяйстве деревянными яблоками и огурцами, и пробкой от бутылки, изображающей клубнику, и насыпают понарошку щедрой горстью малину, черешню и все что вы попросите. Задача родителей объяснять, что урожай мгновенно не вырастет, рассказывать о новых растениях и показывать их на картинках, дополнять жизнь огородника неожиданными приключениями - засухой, заморозками, прожорливыми зайчиками и проросшими экзотическими растениями. Но все это, конечно, не заменит чудес настоящего огорода, который несложно устроить малышу на подоконнике.

Мастерская
Игрушечные, настоящие и даже воображаемые инструменты - хороший реквизит для игр. Ребенок стучит по табуретке, скребет ее отверткой и затем гордо сообщает: "Все, починил." Но если вы принесете ему на починку разные вещи, пожалуетесь на неполадки и поблагодарите за исполненную работу - игра станет разнообразнее. Одновременно с этим можно расширять кругозор малыша, разъясняя назначение инструментов и смысл работ. Наблюдая работу разных людей, ребенок потом отыгрывает роли сантехника, часовщика, сотрудника автосервиса, дорожного рабочего, плотника. Часто дети наблюдательнее и памятливее взрослых и с большим знанием дела повторяют работу разных мастеров. Но все-таки им требуются подсказки и еще больше - отклик благодарных жителей или вызов на срочные ремонтные работы.

Путешествие
Эта неисчерпаемая тема для игр. Во-первых, путешествовать можно на машине, автобусе, самолете, поезде, в тележке, на велосипеде и другими способами. Причем каждый транспорт имеет свои особенности, и бегать, сцепившись паровозиком, не менее весело, чем махать крыльями в облаках.
Детям постарше нравится быть не только самим транспортом, но и исполнять попеременно роли пассажира и водителя. Значит, нужно строить транспорт - из табуреток, диванных подушек. Хотя иногда достаточно и просто залезть вместе в кресло и вообразить, что это - карета.
Перед поездкой собираем багаж, обсуждая что нам понадобиться в дороге. А в путешествии можно объявлять остановки, выходить и осматривать окрестности, покупать и проверять билеты, чинить транспорт. В поезде и самолете неотделимая часть игры - еда. А на корабле можно самим рыбу ловить. Малыши любят путешествовать просто так, но хорошо и какую-то цель придумать (джунгли, Таити, Северный полюс) и долго добираться к ней с пересадками.

Магазин
Основами этой игры большинство родителей владеет не хуже детей. Но можно ли как-то избавится от однообразного продавай-покупай?
Прежде всего, играйте в узкоспециальные магазины. Для магазина головных уборов товары нужно сначала собрать, а иногда и смастерить или приспособить что-то подходящее - коробку, миску, дуршлаг. И потом делать покупки в таком магазине, примерять их перед зеркалом очень весело. Всегда изображайте разборчивого покупателя: расспрашивайте о товарах, долго выбирайте. Ведите арифметические расчеты, требуйте сдачу. Купите ребенку настоящие ценники на товары. А если вы заняты и не можете срочно бежать за покупками в детскую - предложите юному коммерсанту открыть интернет-магазин или сделать заказ товаров по каталогу.

Социальные отношения
Самая привычная игра - дочки-матери. Но строить семью можно по разному - играть роли самим, использовать кукол. Дети обычно приходят в восторг от идеи поменяться с мамой ролями. И для мамы это подходящая возможность продемонстрировать, как трудно общаться с капризным и непослушным ребенком. Можно поиграть в другую семью - где много детей или все дедушки-бабушки живут вместе с внуками. Это новый опыт, которого так часто не хватает в современном мире. Помимо семьи, играйте в детский сад или песочницу. И если только направлять малыша и внимательно следить за ним и слушать, можно многое узнать и увидеть глазами ребенка.

Звери
Одна из самых любимых тем у детей - игра в зверей. Это может быть семья зверей или друзья-зверята. Тут просто вносить разнообразие, вспоминая, что делают животные в природе. Собирайте строительный материал и сооружайте нору, гнездо, убежище. Добывайте пищу сидя в засаде, ловя добычу или мирно пощипывая травку. Скрывайтесь от хищников и охотников - прячьтесь, крадитесь, маскируйтесь. Не забывайте и передвигаться, не выходя из роли - прыгать, плавать, летать, скакать. Общайтесь с другими животными. Так же с животными можно играть и во все социальные игры, отрабатывая семейные и прочие отношения.

Больница
Получив набор доктора, дети обычно начинают всех лечить. Но тут стоит объяснить, напомнить, как проходит прием в поликлинике. Научите ребенка-доктора спрашивать у больного, зачем тот пришел и что его беспокоит. Объясните, что такое “диагноз” и как его ставят. После этого расскажите, какие именно обследования применяют в каждом случае и о том, что не нужно проверять зрение, если больной жалуется на ногу. И, конечно, поделитесь сведениями о карте больного и рецептах. Благодатная тема - пациент, который не любит докторов. И есть хорошая возможность продемонстрировать, что такое профосмотр и почему это не страшно. Можно играть в больницу для игрушек и объяснить, кто такой ветеринар. И увлекательное занятие - составление лекарств по рецептам в аптеке. Тут можно накапывать подкрашенную воду, растворять в ней соль и сахар, наливать эти лекарства через воронку в пузырьки.

Машины
Бесконечное "взз" и бибиканье утомляет. Как же разнообразть жизнь юного автолюбителя? Машины ездят по дорогам, перевозят грузы и пассажиров, регулярно посещают бензоколонки и автосервисы, ищут место для парковки, попадают в аварии, стоят в пробках - все это можно в бесконечных вариациях повторять в игре. Играйте такси обычное и грузовое, такое занятие можно успешно совмещать с развозом игрушек по местам. Организуйте стройку. Объявите о начале соревнований "Формула-1". Если ребенок увлечен только машинами, можно и с ними играть в семью (мама-автобус, папа-грузовик, ребенок-автомобильчик). Так же юный автолюбитель станет замечательным продавцом в автосалоне. И не забудьте заняться тьюнингом машин с помощью карандашей, наклеек и застывающего пластилина.

Игры с оружием
Многим родителям не хочется, чтобы ребенок знал об оружии. Но мальчикам стоит лишь где-то мельком увидеть пистолет или саблю, как они начинают превращать в оружие ложки, карандаши, найденные на дороге палки и все, что попадается под руку. Поэтому приняв неизбежность такой воинственности, лучше направлять ее на защиту слабых и геройские подвиги. В играх в войну сражайтесь с воображаемым противником. А вот спасать и защищать можно любимую игрушку или маму и бабушку. Используйте оружие в мирных целях - ходите на охоту, участвуйте в турнирах. Изучайте оружие разных исторических эпох и вместе изготавливайте недостающий реквизит. Полезно играть в разведчиков и учиться маршировать.

Театр
Ставьте спектакли по очереди или показывайте представление вместе, а игрушки пусть будут зрителями. Играйте и в драматический, и в кукольный театры. И не забудьте про важный для ребенка антураж - покупку билетов, рассаживание по своим местам, звонки перед представлением, антракт и театральный буфет.

Любимые сказки
Каждая книжка может превратиться в игру. В начале просто повторяйте знакомый сюжет или самые запомнившиеся моменты. Потом вместе придумайте недостающие подробности. Тут часто появляются истории о жизни второстепенных героев. А потом любимые герои могут отправляться на встречу новым приключениям. И не страшно, если они попадут в другую сказку или останутся жить в нашем мире.

Не стоит смущаться и переживать, если ребенка не увлекают типовые сюжеты и он придумывает свои. Ходил малыш в поход, отдыхал на даче, ездил на море - весь полученный опыт встраивается в игру. Но бывает и наоборот, ребенок нуждается в новом навыке и получает его в игре. Например, можно многократно отыгрывать на куклах или зверях отношения с детьми, и ребенок действительно начнет лучше общаться со сверстниками. Часто бывает потребность пережить еще раз неприятности, чтобы разобраться с ними. И тут очень важный момент - если ребенок испытал боль, обиду, когда не было рядом родителей (в детском саду, в больнице), сейчас, в игре, можно получить второй шанс и прийти на помощь.

Удобно использовать игру для обучения, воспитания. Но не стоит забывать, что обычная игра полезна сама по себе, нет нужды все время искать еще какую-то пользу. И опасно перегружать ее дидактическим содержанием, не должно быть ограничений полету фантазии.

Невозможно постигнуть выдумки ребенка, наблюдая со стороны, еще труднее не ворваться, не сломать их грубым "пора спать" или "опять весь пол в игрушках". Так сложно разобраться в детской игре - и так просто к ней присоединиться.

livejournal, child psychology

Previous post Next post
Up