Латунские записки на коленке о метамодерне и метамодернизме ))

Oct 31, 2024 21:26


            Видимо, согласно закону отрицания отрицания  в новом политическом контексте и в новой цифровой реальности  эпоха  метамодерна приходит на смену наивности модерна  и  ироничности  постмодерна  .  Как и в классическом примере градации «Пришел,  увидел , победил» , сложился примерный концепт смены культурных эпох  : премодерн,  модерн, постмодерн,  метамодерн.

Эстетический манифест « Заметки о метамодернизме» впервые  провозгласили голландские теоретики Т. Вермюлен и Р.  Аккер . "Ну кто первый успел ,   того  и тапки".))   И получается, что сумрачный постмодернизм  ,  с его вселенской  разочарованностью и  бунтарским, поистине  базаровским  отрицанием  традиционного искусства ,  решительным   отказом от прежнего  культурного наследия  приказал долго жить , а мы и не заметили, что давно раскачиваемся на  туманном маятнике метамодернизма  , который бережно по крупицам подбирает то , что ироничный   постмодернизм  долгое время  старательно пытался уничтожить под улюлюканье и насмешки молодых реформаторов . История снова делает магический круг  -  и  на арену выходят новая искренность ,  ренессанс самовыражения и вера в силы человека взамен  холодному цинизму  и экзистенциальному неверию .   Метамодернизм  пытается осуществить  реконструкцию  того,  что было подвергнуто отрицанию  в постмодернизме, при этом  не перечеркивая его опыт и сохраняя такие  установки,  как    ирония .  Пробежалась по публикациям  ,  и понравилось  образный   пример сравнения   эстетики  этих  направлений  .  Это примерно как если представить себе  на картине  сначала  Мону Лизу с подрисованными усами , а потом   ту же Мону Лизу ,  но уже  с мобильником в руке.   ))



Так   мерцающий  метамодернизм  ( он же постпостмодернизм ,  или новая искренность  ) - это фантазия о новой культурной парадигме или   реальность ,  в которой мы уже живем?  Время неумолимо , и не успели  почитатели постмодернизма  оглянуться  , как его нигилизм   вышел из моды и   пропах нафталином . )) Поезд ушел. ) Осетрина уже второй свежести. ))        И какие  новые имена напишут на обломках постмодернизма? ) Такова жестокая реальность : новое всегда в чем-то опровергает старое.

И все же.  Прежде чем разбирать творчество новых авторов  , таких ,  как Д. Ф .  Уоллес и Д. Эггерс   , хотелось бы ещё раз вернуться к таким   иногда незаслуженно забытым произведениям ,  как  "Игра в классики" Хулио Кортасара " , "Бойня номер 5" Курта Воннегута, "Имя Розы"   Умберто Эко,  "Червь"  Джона Фаулза, "Бледный огонь " Владимира Набокова,  "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева ,  "Это я, Эдичка" Эдуарда Лимонова , "Голубое сало" Владимира Сорокина,  "Кысь" Татьяны Толстой,  "Чапаев и пустота  "Виктора Пелевина. ))



сумасшедшие идеи.

Previous post Next post
Up