Jan 25, 2022 18:29
Говорить о «Солярисе» Тарковского невозможно вне ретроспективного взгляда на его фильмы , исследующие глубины подсознания человеческой души и способные оказывать на зрителя поистине медитативное влияние , близкое к состоянию причудливых сновидений , в которых перед внутренним мысленным взором героя проносятся волнующие моменты его прошлого .
Его фильмы - это особая форма ностальгии души , тоскующей по дорогим людям из прошлого и испытывающей мучительное чувство утраты любви и собственной вины за совершённые ошибки , это бесконечный внутренний монолог перед зеркалом собственной души .
Очень субъективно интерпретируя роман С. Лема , оставляя его фантастическую канву событий , Тарковский тем не менее снова переключает внимание на излюбленную сквозную тематику своих фильмов и концентрируется на тайнах человеческой психики , анализируя бессознательные мотивы и движения души. Этот фильм о познании мира и Бога через собственную душу.
Такая субъективная трактовка даёт зрителю право на собственное прочтение идеи фильма, оставляя простор для фантазии, как , допустим, любая картина импрессионистов или сюрреалистов , с их метафоричностью и иносказательностью. Поэтому буду описывать собственные впечатления , не опираясь на общепринятое мнение.
Мне кажется, что главной сюжетной линией фильма является мучительное возрождение любви Криса и Хари на новом, совершенно ином уровне , на новом духовном витке отношений .
Наверняка многие дорого заплатили бы за возможность вернуться к некогда безвозвратно утерянной любви , и такая возможность в фильме представилась главному герою , психологу Кельвину , который отправляется на орбитальную научную станцию ,( где происходят удивительные аномальные явления) , с целью принять решение о дальнейшей судьбе эксперимента по исследованию непредсказуемого поведения планеты Солярис. На месте он узнаёт , что членов экипажа станции преследуют видения из прошлого , которые посылает им планета Солярис и которые рождают у них мучительное чувство вины. К самому Кельвину является покончившая с собой несколько лет назад по его вине жена Хари, матрицу которой создал Солярис . И завязывается новый виток отношений между ними. Сначала Крис стремится избавиться от мучительного для него видения , но постепенно между ними вновь завязываются эмоциональные связи -, и он понимает, что это его второй шанс возродить любовь , искупив свою вину . В итоге он всё бережнее относится к Хари и постепенно начинает испытывать к ней более чем привязанность . С Хари тоже происходят изменения : она начинает ощущать в себе живую душу .
Взлётом их отношений является знаменитая сцена в библиотеке, когда во время состояния невесомости на фоне прелюдии Баха , вызывающей слёзы молитвенного восторга , медленно и таинственно сначала плывёт вверх подсвечник , а затем , как в гипнотическом сне , плывёт уже вся комната , а вместе с ней , обнявшись, перемещаются в пространстве вокруг картин знаменитых художников Крис и Хари. Образ полёта присутствует почти во всех фильмах Тарковского , всегда символизируя особое состояние героя , а в этой лирической сцене метафорически обозначает соприкосновение и слияние душ . Тоненько звенят хрусталинки люстры , всплывают детские воспоминания , герои смотрят на себя в зеркало . По интерпретации режиссёра, планета Солярис -это метафора Божественного начала , помогающего человеку выйти на виток духовной любви. Круг ключевых сквозных образов фильмов режиссёра замкнулся . Пронзительная лирическая стилистика и сила визуальных образов рождает яркие эмоции.
Говорят , человек может любить не один раз. Но ,возможно , каждая новая любовь- это продолжение прежней , эмоциональное дежавю души, возвращение её к былому. Ведь наше подсознание бережно хранит образ любви , к которой человек упрямо возвращается в течение всей жизни , как к чему -то дорогому и близкому .Так наше бессознательное тоскует и цепко держит в памяти всё самое лучшее . И чтобы понять себя , видимо, надо непременно пройти через сильные внутренние испытания .
Какова ваша интерпретация событий фильма и романа ? Что вы думаете о природе Соляриса ? Какая метафора скрыта за этим образом?
Если бы вам представилась возможность вернуть былую любовь , хотели бы вы ею воспользоваться?
женщина.кино,
женщина,
успех,
общество,
знакомство,
искусство,
психология,
самооценка,
подсознание,
слабость,
литература,
Мужчина,
любовь,
кино,
отношения