Техники освобождения от времени, "возвращения к истокам", существовали и существуют до сих пор в обществах, которые современная западная цивилизация стереотипно считает архаичными и отсталыми. Тогда как исследования множества учёных доказывают, что в каких-то моментах уклад жизни и система ритуалов в этих племенах выводит человека на уровни, недоступные ни одному западному человеку, даже если он много лет практикует модные в 20 и 21 веке восточные духовные учения (буддизм, дзен и тд). Недооцененность шаманских практик и ритуалов архаичных народов приводит в современном мире в том числе и к тому, что нетрадиционная медицина уже много лет проигрывает современной медицине с её научным прогрессом. А зря. Осмелюсь предположить, что медицина будущего будет интегральной, учитывающей разные подходы к заболеванию. Кроме того, главная проблема современной медицины, по моему мнению, в том, что врачи лечат следствие болезни, полностью игнорируя её причины. А причины всегда лежат в психосоматике, - в разъединении, рассинхронизации человека с окружающим миром.
Сложная система практик и ритуалов архаических народов ещё не до конца изучена, но все они преследуют главную цель - объединение с Миром в одно целое, возвращение к истокам времени, в момент, когда времени не существовало, а человек не был смертен. Такие ритуалы излечивали заболевания, давали человеку молодость , здоровье и долголетие. Вкратце опишу некоторые из них.
1) Прежде всего существует хорошо известный символизм ритуалов инициации, посвящения, предполагающий regressus ad uterum (лат. "возвращение в материнское лоно"). Начиная с древнейших стадий культуры, инициация подростков в разных племенах по всему миру неизменно включает ряд общих ритуалов. Символика их очевидна: происходит символическое перевоплощение неофита в эмбрион с его последующим рождением заново. В Индии такой ритуал называется упанаяма, и предполагает знакомство мальчика со своим наставником. Тот, кто совершает упанаяма, считается дважды рождённым. благодаря такой 3х=дневной инициации подросток становится полноправным членом общества, социально ответственным, с пробуждёнными культурными традициями и сознанием.
Regressus ad uterum также занимает центральное место в африканском ритуале абур-дэха, что буквально переводится как "священный эмбрион". У некоторых племён Южной и Центральной Африки принято проводить его каждый год, исключений не бывает. В Индии также проводят ритуал хирания-грабха, что также означает "золотой эмбрион". Подростка вводят в золотую вазу, имеющую форму коровы, и, покидая её, он считается заново рождённым.
Во всех этих случаях ритуалы инициации осуществляются с целью приобщить подростка к новым формам бытия, или созродить его. Символическое возвращение в материнское лоно соотносится с регрессией Вселенной к зачаточному состоянию, или состоянию первоначального Хаоса. Мрак предродовой жизни соответствует Ночи, предшествующей сотворению мира и и сумраку хижины, где подросток находится в затворничестве.
2) Ритуалы шаманской инициации также предполагают не символическое, а самое настоящее умирание и последующее возрождение заново. Популярный в культуре шаманизма термин - "шаманская болезнь", когда человек, готовящийся стать шаманом племени, в прямом смысле слова заболевает, со всеми признаками физического недомогания. Через определённое количество дней он "выздоравливает", и уже готов лечить других ибыть полноценным шаманом для своего племени.
Существует также обряд дикса, совершаемый над тем, кто готовит себя к ритуальному шаманскому жертвоприношению сома. Он также состоит в воображаемом возвращении на стадию зародыша.
Многие ритуалы шаманской инициации неизменно содержат в себе интересную мифологическую составляющую: связанный с инициацией проход или опасный спуск в грот, расщелину, ассоциируемыми со входом в чрево Матери-Земли. Все эти действия составляют испытания, пройдя которые, шаман обретает новую форму бытия, рождаясь заново.
3) Ритуалы исцеления. Самый яркий пример: в Индии до сих пор традиционная медицина производит омоложение пожилых людей и восстановление здоровья совершенно истощённых больных, погружая и закапывая их в ров, имеющий форму матки. Символизм новоо рожденя тут очевиден. Ещё один ритуал regressus ad uterum используют даосы: это практика эмбрионального дыхания тай-си (см. также пост
https://lana-artifex.livejournal.com/80651.html). Оно состоит во вдохе, производящемя по замкнутой цепи, как это делает зародыш; практикующий эту систему старается имитировать циркуляцию крови и дыхания от матери к ребёнку и, наоборот, от ребёнка к матери.
4) Хатха-йога и некоторые тантрические школы используют метод, называемый "движение против течения", с целью достичь инверсии всех психофизиологических процессов в теле. Этот "возврат", "движение назад" осуществляется посредством внутреннего уничтожения Космоса и, как следствие, "ухода от времени", достижения "бессмертия". Согласно тантрической концепции, бессмертия можно достичь, только остановив проявления процесса распада. - Следует направиться "против течения" (ujana sadbana), обретая первоначальное единство, существовавшее до Сотворения. Речь идёт о том, чтобы реализовать в своеём собственном бытии проценсс космического поглощения и достичь "начала". В трактате Шива-самхита (I, 60) предлагается достаточно характерное духовное упражнение: описав создание Вселенной Шивой, тектст говорит затем о противоположном процессе космического поглощения, как он переживается в упражнениях йогой. Йога видит, как стихия Земля становится более тонкой, растворяется в стихии Воды и как Вода растворяется в Огне, Огонь - в Воздухе, Воздух - в Эфире и так далее вплоть до того, как всё растворяется в Великом Брахмане. Йог, таким образом, присутствует при процессе, обратном Творению, но в то же время возвращется назад, к "истокам". Это йоговское утверждение можно сравнить и с даосской техникой, преследующей "возврат к яйцу", или к "первоначальному Великому Одному".
Не отождествляю мистическую тезнику индусов и китайцев, и первобытные методы лечения; это всё же явления разного порядка. Но любопытно отметить некоторую преемственность поведения человека по отношению ко Времени во все эпохи, в разных культурах: чтобы исцелиться от Времени, следует "вренуться назад" и слиться с началом Мира. И этот возврат к началу оценивается по-разному. -
В архаических и палевосточных культурах повторение космогонического мифа имело целью уничтожение прошедшего времени и начало нового существования, новой жизни. Для китайских же и индийских мистиков целью было не новое существование на Земле, а возвращение "назад" и соединение с первоначальным Великим Одним (Дао, Брахманом). Но во всех этих ритуалах дея одна - "возвращение к истокам" и уничтожение линейного времени. Эти практики, возможно, в дальнейшем, возможно, станут обязательными составляющими современной медицины, очень на это надеюсь.
(Продолжение в следующем посте)