https://youtu.be/i54MrU4b5Ds По мнению медицинских специалистов, излишнее увлечение гаджетами может привести к сокрушительным последствиям для умственной деятельности человека. Некоторые учёные уже давно бьют тревогу и пишут по этой теме монографии и книги для широкого круга читателей.
Еще в прошлом десятилетии ученые начали массово фиксировать у подростков забывчивость, нарушение внимания, неспособность понять, чего от тебя хотят. Специалисты связывают данные наблюдения с возросшим временем, которое школьники и подростки проводят за электронными устройствами, часть из них контактируют со своими телефонами, планшетами и ПК до 10-ти часов в день. По словам психолога Екатерины Тихоновой, у некоторых детей наблюдаются признаки, похожие на старческую деменцию. Об этом она рассказала в программе «Скрытые угрозы»:
«Специалисты заметили, что подростки, проводящие много времени за гаджетами, имеют те же признаки, которые встречаются у тех, кто получил черепно-мозговую травму. Или у тех, кто уже страдает деменцией, которая происходит в старости».
Но под влияние гаджетов попадают не только дети, но и взрослые. По мнению нейропсихолога Андрея Чистякова, «цифровое слабоумие», возникающее из-за злоупотребления интернетом, возникает от излишнего доверия информации в Сети и приводит к примитивности мышления. -
«Это очень простая деятельность. Примитивная. Мы ищем информацию какую-то. Зайти в поисковик, не важно Google или Яндекс, или еще какой-то. И многие люди, они просто на веру принимают Википедия, авторитет. Обрубается критическое мышление». Чистяков также отметил, что примитивная деятельность большинства людей в интернете может привести к деградации мозга и в дальнейшем человек уже будет не способен на более сложную умственную активность.
«Когда человек осваивает сложные навыки и умения, у него развивается мозг, он становится сложным, если смотреть на мозг с нейрофизиологических позиций. В буквальном смысле, там больше паутина. Если он занимается простыми видами деятельности, умственной и физической - это ведет к деградации», - объяснил нейропсихолог.
Множество ученых и специалистов солидарны в вопросе негативного влияния гаджетов. Так, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Андрей Курпатов уверен, что человечество столкнулось с не просто цифровой деменцией, а цифровым аутизмом - то есть утратой навыков общения. Данное последствие представляет угрозу уже не для отдельного человека, а для выживания всего вида.
Click to view
В частности, Курпатов приводит в качестве одного из примеров «одебиливания» детей мега популярный ютуб-канал с главным «героем» - синим трактором, распевающим песни. Контент держит внимание ребёнка за счёт ритмичного примитивного музыкального бита в сочетании с «кислотной» графикой. - Всё это завораживает, и дети подсаживаются на этот «эффект синего трактора», не дающий никакого развития.
https://www.sostav.ru/publication/gazpromneft-47825.html Свое объяснение по теме деградации мозговой активности дал профессор Медицинской школы Университета Джорджа Вашингтона Маркус Рэйчел. По мнению американского специалиста, наш мозг работает в трех базовых режимах: потребление информации, ориентирование в ситуации и системное осмысление опыта (дефолт-система мозга) . Чтобы включился третий режим, нужно, чтобы отключились первые два, - минимум на 30 минут. Но если человек без конца потребляет контент, то режим системного анализа так и не включится. (Подробнее см. «Рутина vs. Нирвана: как на самом деле работает наш мозг»:
https://lana-artifex.livejournal.com/183776.html)
Старые модели обучения устарели, а новые ещё в процессе становления, и на постсоветском пространстве пока преобладают системы «конвейерного» образования. Темп жизни увеличивается экспоненциально, а навыки потребления потоков входящей информации и у детей, и у взрослых зачастую не сформированы. Мозг просто не приспособлен к усвоению такого большого количества входящих данных. Как нашим детям научиться жить в мире, где фундаментальная неопределённость - это не сбой, а структурная особенность?
На мой взгляд, чтобы выжить в мире постмодерна и обеспечить себе достойную жизнь, понадобится значительная гибкость мышления и огромный запас эмоциональной стабильности. Многие профессии будут довольно быстро устаревать и роботизироваться. Вряд ли получится проработать всю жизнь по системе «пожизненного найма» - разве что перебраться в Японию. Придётся научиться постоянно отказываться от своей специализации, и осваивать неизвестное. Помните закон обратной отдачи, который сформулировал гениальный Рэй Курцвейл? Это о нём) Всё меняется стремительно и ускоряется по экспоненте, но это «чересчур» для мозга в том виде, в котором он есть у человека на сегодня. Поэтому уровень стресса и невроза в обществе будет неизбежно нарастать со временем. Постмодерн - это в целом о состоянии, когда «земля уходит из-под ног». Мир стремительно меняется, а мы даже не успеваем замечать все эти изменения, а тем более подстроиться к ним.
Научить детей приветствовать новое и сохранять психологическое равновесие гораздо труднее, чем рассказать о законах физики или о причинах Первой мировой войны. Сложно научиться гибкости мышления, читая книгу или слушая лекцию. Зачастую учителям не хватает гибкости, необходимой в 21 веке, потому что они сами вышли из старой системы образования.
Попробуйте посмотреть со стороны? -
В центре города стоит большое серое здание из стекла и бетона, разделённое на множество одинаковых комнат, в каждой из которых стоят ряды парт и стульев. По звонку вы вместе с 30ю вашими сверстниками идёте в одну из этих комнат. Каждый час к вам заходит кто-то из взрослых и начинает говорить. Один рассказывает о форме Земли, другой - о прошлом человечества, а третий объясняет устройство вашего тела. Пишутся конспекты, ставятся оценки, - по уравниловке, принятой в советские времена; отсутствует индивидуальный подход. Эту модель сегодня легко высмеивать, почти каждый согласится, что она уже изжила себя. Это раньше учителя и преподаватели были единственными, кроме книг, носителями абсолютного знания. Преподаватели это вообще отдельная тема, - на мой взгляд, имеет смысл идти преподавать в университет только в том случае, если уже имеешь опыт работы в корпорации либо самостоятельно ведёшь бизнес, имеешь наработанные бизнес-модели/кейсы. Что мы передаём студентам, если не собственный опыт? А информацию из даже самой умной книги теперь можно без труда найти в интернете.
Именно несостоятельность постсоветской модели образования, которая распадалось буквально у меня на глазах, побудила меня в своё время параллельно устраиваться на работу, в то время, как мои одногруппники прогуливали или просиживали время на скучных лекциях «по советскому учебнику». Мне очень повезло - через год обучения заняла должность project manager в крупной украинской компании. И только проработав 6 лет, изучив производство и бизнес-процессы вдоль и поперёк, чувствовала уверенность для того, чтобы идти в преподавание. Но даже самые крутые и действенные кейсы устаревают со временем, а совмещать семью, бизнес и преподавательскую деятельность нелегко. Пришлось выбрать приоритеты, о чём ни разу не пожалела. Но счастлива быть женщиной - это позволяет в какой-то момент просто расслабиться в зоне своего комфорта, заботиться и принимать заботу.
Могу с уверенностью сказать, что в «дивном новом мире» понадобятся такие навыки, как:
- эмоциональный интеллект (способность к эффективной коммуникации и командной работе);
- критическое мышление (способность к обработке/фильтрации огромных массивов мусора информации);
- креативность;
- Гибкость /стрессоустойчивость.
Подводя итог, скажу, что интервью «Редакции» об образовании очень впечатлило. Это жирный восклицательный знак в ответ на вышеизложенную информацию. Но любая информация - всего лишь информация, пусть каждый «отфильтрует» как ему нужно и решит, использовать ли её в своей жизни, либо идти по проторенной до него поколениями людей дороге.
Click to view