"Эффект синего трактора" и цифровое слабоумие

Aug 06, 2021 19:44





https://youtu.be/i54MrU4b5Ds

По мнению медицинских специалистов, излишнее увлечение гаджетами может привести к сокрушительным последствиям для умственной деятельности человека. Некоторые учёные уже давно бьют тревогу и пишут по этой теме монографии и книги для широкого круга читателей.

Еще в прошлом десятилетии ученые начали массово фиксировать у подростков забывчивость, нарушение внимания, неспособность понять, чего от тебя хотят. Специалисты связывают данные наблюдения с возросшим временем, которое школьники и подростки проводят за электронными устройствами, часть из них контактируют со своими телефонами, планшетами и ПК до 10-ти часов в день. По словам психолога Екатерины Тихоновой, у некоторых детей наблюдаются признаки, похожие на старческую деменцию. Об этом она рассказала в программе «Скрытые угрозы»:

«Специалисты заметили, что подростки, проводящие много времени за гаджетами, имеют те же признаки, которые встречаются у тех, кто получил черепно-мозговую травму. Или у тех, кто уже страдает деменцией, которая происходит в старости».

Но под влияние гаджетов попадают не только дети, но и взрослые. По мнению нейропсихолога Андрея Чистякова, «цифровое слабоумие», возникающее из-за злоупотребления интернетом, возникает от излишнего доверия информации в Сети и приводит к примитивности мышления. -

«Это очень простая деятельность. Примитивная. Мы ищем информацию какую-то. Зайти в поисковик, не важно Google или Яндекс, или еще какой-то. И многие люди, они просто на веру принимают Википедия, авторитет. Обрубается критическое мышление». Чистяков также отметил, что примитивная деятельность большинства людей в интернете может привести к деградации мозга и в дальнейшем человек уже будет не способен на более сложную умственную активность.

«Когда человек осваивает сложные навыки и умения, у него развивается мозг, он становится сложным, если смотреть на мозг с нейрофизиологических позиций. В буквальном смысле, там больше паутина. Если он занимается простыми видами деятельности, умственной и физической - это ведет к деградации», - объяснил нейропсихолог.

Множество ученых и специалистов солидарны в вопросе негативного влияния гаджетов. Так, руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Андрей Курпатов уверен, что человечество столкнулось с не просто цифровой деменцией, а цифровым аутизмом - то есть утратой навыков общения. Данное последствие представляет угрозу уже не для отдельного человека, а для выживания всего вида.

image Click to view



В частности, Курпатов приводит в качестве одного из примеров «одебиливания» детей мега популярный ютуб-канал с главным «героем» - синим трактором, распевающим песни. Контент держит внимание ребёнка за счёт ритмичного примитивного музыкального бита в сочетании с «кислотной» графикой. - Всё это завораживает, и дети подсаживаются на этот «эффект синего трактора», не дающий никакого развития.



https://www.sostav.ru/publication/gazpromneft-47825.html

Свое объяснение по теме деградации мозговой активности дал профессор Медицинской школы Университета Джорджа Вашингтона Маркус Рэйчел. По мнению американского специалиста, наш мозг работает в трех базовых режимах: потребление информации, ориентирование в ситуации и системное осмысление опыта (дефолт-система мозга) . Чтобы включился третий режим, нужно, чтобы отключились первые два, - минимум на 30 минут. Но если человек без конца потребляет контент, то режим системного анализа так и не включится. (Подробнее см. «Рутина vs. Нирвана: как на самом деле работает наш мозг»: https://lana-artifex.livejournal.com/183776.html)

Старые модели обучения устарели, а новые ещё в процессе становления, и на постсоветском пространстве пока преобладают системы «конвейерного» образования. Темп жизни увеличивается экспоненциально, а навыки потребления потоков входящей информации и у детей, и у взрослых зачастую не сформированы. Мозг просто не приспособлен к усвоению такого большого количества входящих данных. Как нашим детям научиться жить в мире, где фундаментальная неопределённость - это не сбой, а структурная особенность?

На мой взгляд, чтобы выжить в мире постмодерна и обеспечить себе достойную жизнь, понадобится значительная гибкость мышления и огромный запас эмоциональной стабильности. Многие профессии будут довольно быстро устаревать и роботизироваться. Вряд ли получится проработать всю жизнь по системе «пожизненного найма» - разве что перебраться в Японию.  Придётся научиться постоянно отказываться от своей специализации, и осваивать неизвестное. Помните закон обратной отдачи, который сформулировал гениальный Рэй Курцвейл? Это о нём) Всё меняется стремительно и ускоряется по экспоненте, но это «чересчур» для мозга в том виде, в котором он есть у человека на сегодня. Поэтому уровень стресса и невроза в обществе будет неизбежно нарастать со временем. Постмодерн - это в целом о состоянии, когда «земля уходит из-под ног». Мир стремительно меняется, а мы даже не успеваем замечать все эти изменения, а тем более подстроиться к ним.

Научить детей приветствовать новое и сохранять психологическое равновесие гораздо труднее, чем рассказать о законах физики или о причинах Первой мировой войны. Сложно научиться гибкости мышления, читая книгу или слушая лекцию. Зачастую учителям не хватает гибкости, необходимой в 21 веке, потому что они сами вышли из старой системы образования.

Попробуйте посмотреть со стороны? -

В центре города стоит большое серое здание из стекла и бетона, разделённое на множество одинаковых комнат, в каждой из которых стоят ряды парт и стульев. По звонку вы вместе с 30ю вашими сверстниками идёте в одну из этих комнат. Каждый час к вам заходит кто-то из взрослых и начинает говорить. Один рассказывает о форме Земли, другой - о прошлом человечества, а третий объясняет устройство вашего тела. Пишутся конспекты, ставятся оценки, - по уравниловке, принятой в советские времена; отсутствует индивидуальный подход. Эту модель сегодня легко высмеивать, почти каждый согласится, что она уже изжила себя. Это раньше учителя и преподаватели  были единственными, кроме книг, носителями абсолютного знания. Преподаватели это вообще отдельная тема, - на мой взгляд, имеет смысл идти преподавать в университет только в том случае, если уже имеешь опыт работы в корпорации либо самостоятельно ведёшь бизнес, имеешь наработанные бизнес-модели/кейсы. Что мы передаём студентам, если не собственный опыт? А информацию из даже самой умной книги теперь можно без труда найти в интернете.

Именно несостоятельность постсоветской модели образования, которая распадалось буквально у меня на глазах, побудила меня в своё время параллельно устраиваться на работу, в то время, как мои одногруппники прогуливали или просиживали время на скучных лекциях «по советскому учебнику». Мне очень повезло - через год обучения заняла должность project manager в крупной украинской компании. И только проработав 6 лет, изучив производство и бизнес-процессы вдоль и поперёк, чувствовала уверенность для того, чтобы идти в преподавание. Но даже самые крутые и действенные кейсы устаревают со временем, а совмещать семью, бизнес и преподавательскую деятельность нелегко. Пришлось выбрать приоритеты, о чём ни разу не пожалела. Но счастлива быть женщиной - это позволяет в какой-то момент просто расслабиться в зоне своего комфорта, заботиться и принимать заботу.

Могу с уверенностью сказать, что в «дивном новом мире» понадобятся такие навыки, как:

- эмоциональный интеллект (способность к эффективной коммуникации и командной работе);

- критическое мышление (способность к обработке/фильтрации огромных массивов мусора информации);

- креативность;

- Гибкость /стрессоустойчивость.

Подводя итог, скажу, что интервью «Редакции» об образовании очень впечатлило. Это жирный восклицательный знак в ответ на вышеизложенную информацию. Но любая информация - всего лишь информация, пусть каждый «отфильтрует» как ему нужно и решит, использовать ли её в своей жизни, либо идти по проторенной до него поколениями людей дороге.

image Click to view



Курпатов, клиповое мышление, постмодернизм, закон обратной отдачи, Рэй Курцвейл, пассионарность, матрица восприятия, образование

Previous post Next post
Up