Мне всегда сложно находить правильные ориентиры в подземках. Ранее печалилась и грешила на топографический кретинизм, а сейчас учусь не ставить ни себе, ни кому-либо ещё диагнозов и не давать оценочных суждений. Ведь любые оценочные суждения сужают картину мира. Если путаюсь в ориентирах на местности, не беда, это может работать в обе стороны - как во вред, так и на пользу. В. Серкин немного приоткрывает завесу над лабиринтами-туннелями нашего мира. Он часто отпускал контроль ума и позволял себе заблудиться, в итоге - попадал в мир Зазеркалья. Далее цитирую автора.
«Я часто плутаю в метро. Обычно путаю переход и, не замечая этого, еду не в нужном мне направлении. Замечаю уже после кольцевой станции. Если выбираюсь на нужный радиус по кольцу, блуждания кончаются. Если через центр - могу и ещё раз ошибиться.
В молодости легко списывал это на усталость, суету, задумчивость. Недавно в разговоре с коллегой выяснилось, что такое происходит не только со мной. Она объяснила свои блуждания тем, что заговорилась с подругой. Но была в её рассказе одна важная для меня деталь: поехав в «ненужном» направлении, они с подругой встретили много «странных» людей. Я тоже всегда, когда ошибался, встречал много странных людей! Помню, например, гротескного седого гражданина с очень надменным и презрительным выражением лица. «Встретимся в Большом театре!» - выкрикнул он, выходя из вагона. Кому?
Необыкновенно живой, как чёрная ртуть, африканский студент. Он несколько раз естественным движением метнулся из конца в конец вагона и настолько подавил всех своей энергетикой, что люди почувствовали себя разбитыми и старыми. Всех, да не всех. Сидящий в центре вагона бородатый мужик непроизвольно прокомментировал, легко перекрыв шум поезда, густым классическим басом: «В чёрном теле - здоровый дух». Есть такое выражение - гомерический хохот. Хохот пассажиров стоял в вагоне до станции, на которой африканец выскочил и исчез в толпе.
Вот странная группа молодых людей. От них настолько веяло агрессией, что все почувствовали себя неуютно. И одеты они были вроде правильно, но очень необычно. При этом невозможно ничего сказать об этой необычности. Чёрные туфли, брюки, куртки...Вдруг все они уставились на меня и мою рыжую магаданскую знакомую. «Сейчас будет драка», - предупредила она шёпотом. Но я этого не чувствовал. Наоборот, чувствовал, что ни им не до нас,ни нам до них не может быть никакого дела. И действительно, через пару остановок молодые люди вышли, оглядываясь на нас, и навсегда исчезли из нашего мира.
Описаний таких странных встреч можно было бы здесь поместить довольно много. И все они происходили именно при ошибке направлением. В мае 2005 г. ошиблись вместе с сыном и вдруг оказались в совершенно старом вагоне, переполненном уставшими рабочими в кепках, спецовках, сапогах и простых ботинках, ехавших домой после тяжёлой заводской смены. «Как в тридцатых годах оказались», - резюмировал впечатление сын, хотя ни он, ни я в тридцатых не жили. Мы вышли из вагона, пересекли зал станции и поехали назад в современном вагоне с современными людьми.
Когда ошибки и странные встречи сложились наконец в целостную картину, вспомнились рассказы Шамана о туннелях и переходах между ними.
- При блужданиях я попадал в чужие туннели?
- Да.
- Но это подтверждается только встречами со «странными людьми».
- Ты для них мог выглядеть не менее странно. Есть и другие подтверждения.
- Какие?
- Ты никогда не встретишь в чужом туннеле своих знакомых. Они передвигаются только по вашим туннелям.
- Но я же там был с сыном, и со знакомой.
- Попали вместе.
- Если бы поехали с сыном дальше в вагоне с рабочими, что бы было?
- В чужие туннели обычный человек может попасть лишь неосознанно.
- Почему?
- Осознанно он совершает привычные для себя дела, шаги и двигается только по своему туннелю.
- Но если я в следующий раз ошибусь, сяду в поезд, а потом осознаю и поеду дальше специально?
- Ты можешь необратимо далеко заехать по чужому туннелю, лишь довольно долго двигаясь неосознанно. И там человек скорее всего быстро погибнет от неприспособленности.
- Всё же что будет, если я осознанно продолжу движение?
- Если осознание вернётся быстро, «тот же поезд» вывезет тебя в твой туннель на ближайшей станции. Сознание человека устроено таким образом, что выделяет из невероятного множества свойств мира лишь те, которые полезны для его деятельности. Из этих свойств и строится образ мира. Соответственно твой образ и образ другого одинаковы лишь в той части, где вы одинаково практикуете.
- Как это?
- Образ оленя для коренного жителя севера и для горожанина принципиально отличаются.
- Понял. Разнообразя практики, я буду увеличивать только свой образ или свой мир?
- Мир, осваиваемый через образ.
- То есть человек может начать жить в мире, отличном от мира других?
- Может заходить туда, когда захочет, и возвращаться. Так делают некоторые шаманы».
(В. Серкин, «Хохот шамана»)