Введение в экзистенциализм. Паззл из многих противоречивых Я - Август Стриндберг

Sep 14, 2019 22:44






Галлюцинации, фантазии и мечты для меня очень реальны. Если я вижу, что моя подушка принимает различные человеческие формы, тогда эти формы есть; и если кто-то скажет мне, что она существуют только в (моём) воображении, тогда я скажу: - Только вы говорите! - То, что видит моё внутреннее око, для меня является более важным! (Стриндберг в письме в 1897 г.)



Юхан Август Стриндберг- шведский писатель и публицист. Основоположник самого знаменитого философского направления начала 20 века - экзистенциализма, родоначальник  современной шведской литературы и театра и крайне неординарная личность, чьи взгляды повлияли не на одно поколение творческих умов Европы. Стриндберг на стыке веков, как и Ницше, отвергал христианство, глубоко переживал из-за нравственного упадка окружения, и это в какой-то мере поддерживало его «спор с богом». Стриндберг, которого завораживали метапсихологии Фрейда и Юнга (Стриндберг и Фрейд вошли в моду в литературном мире Германии примерно в одно и то же время), в своих драмах постоянно обнажал Я отчуждённого от всего современного человека, «запутавшегося в самом себе, обращающегося то к небу, то к земле, отчаянно пытающегося найти хоть что-то абсолютное в покинутом богом мире». - Красиво сказано! Очень в духе Ницше.

Стриндберг отождествлял себя с такими восставшими против бога бунтовщиками, как Каин, Прометей, Исмаил. Но как-то однажды он признался: «Я искал бога, а нашёл дьявола...Наше наивысшее достижение - это умение спрятать наше всеобщее лицемерие перед самими собой и друг перед другом..Моя жизнь служит предупреждением тому, кто пытается улучшить положение других».

Самый характерный для Стриндберга тон отражают такие его пьесы, как «Пасха», «Игра снов», «Фрекен Юлия» и «Соната призраков». Каждая из них описывает экзистенциальный бунт против бессмыслицы и противоречивости человеческого существования. По Стриндбергу, в мире ускользающей всё время истины «сколько-нибудь реальной ценностью обладает только Я».



Август Стриндберг в молодости

Пылкий сторонник Дарвина и Ницше (с последним он не только был схож внешне, но и успел при жизни обменяться несколькими письмами), Стриндберг признавался: «Я сам нашёл радость жизни в серьёзных и жестоких битвах», - и культ Я у него подкреплён тем аргументом, что «только дионисийская жизнестойкость позволяет нам двигаться вперед». Он сам в полной мере обладал дионисизмом и на каком-то этапе своей жизни ставил на себе психологические эксперименты и даже опыты наркотиками, а также занимался ботаникой, химией и оптикой на фоне того, что написал 60 пьес и 30 других художественных произведений, а также автобиографию, труды по истории и политике, а также более 60ти картин, выставлявшихся в галерее Тейт в Лондоне в 2005 году.

Стриндберг был убеждён в том, что так называемая «мировая история» вся «притянута за уши» и представляет собой «центробежный хаос», и в своих трудах плохо переносил какое-либо постоянство характеров своих героев. Фатальный порок классического театра, считал он, - это его «стремление изображать устойчивость характера». На самом же деле, как то показывает его пьеса «Фрекен Юлия», человек никогда не перестаёт развиваться и вступать в противоречие с самим собой, и только «множество несовместимых вещей и противоречий» даст верное изображение его души. Стриндберг подтвердил своей жизнью, что «разносторонне» прожил жизни всех созданных им героев и что его пьесы - это «нескончаемая диалектика» его «множественных Я».

экзистенциализм, дионисийский человек, смысл жизни, иллюзорность истины, христианство, инстинкты, Ницше, эволюция и знание

Previous post Next post
Up