Разрыв с "нормальностью" - толчок для эволюции?!

Aug 28, 2019 17:17





Учёный и философ Роберт Нозик попробовал «подобраться» к неоднозначной теме необходимости морали и этики, - одной из главных экзистенциальных дилемм, занимавших ум нигилистов и экзистенциалистов в прошлом веке (начало см. «Зачем поступать правильно?»: https://lana-artifex.livejournal.com/155781.html). В своих исследованиях Нозик, опираясь на квантовую механику, теорию относительности, теорию игр и теорию эволюции, касается и такого философского вопроса: почему психологам так сложно научиться предсказывать человеческое поведение? Почему все их предсказания сбываются, в лучшем случае, наполовину?



Отвечая, Нозик указывает на то, что основной причиной взрывного увеличения человеческого мозга, этой «лобной нашлёпки», «стала необходимость для наших предков предвидеть действия разумных собратьев по виду и противостоять им в ситуациях конфликта интересов, когда противоположная сторона также стремилась предвидеть твои действия и им противостоять...Выживали самые приспособленные - то есть самые мозговитые». В таких обстоятельствах порой требовалось насилие, но в других случаях - как ни странно - окупались непредсказуемость и авантюризм, даже порой иррациональность. Постепенно люди учились маскироваться, скрывать свои мотивы, действовать нелинейно. Непредсказуемость, таким образом, выполняла биологическую задачу - и вела к более сложному поведению. Иногда требовалось решительно порвать с «нормальностью». Для этического поведения необходимым условием является самосознание; однако время от времени неэтическое поведение оказывается лучшей адаптивной стратегией.

Этот логический вывод особенно интересен тем, что, вполне возможно, именно из такого поведения, сложного и непредсказуемого, выросла способность человека к абстрактной космологии и высшей математике. Аргументы таких биологов, как Э. О. Уилсон, и таких философов, как Томас Нагель, - что такое поведение не могло развиться эволюционным путём, поскольку не даёт эволюционных преимуществ - опровергаются аргументами Нозика.

В своей работе «Осмысленная жизнь» Нозик отчасти возвращается к Сократу, который, если верить Платону, на суде над ним в 399 году до н. э., по обвинению в нечестии и развращении юношества произнёс знаменитое изречение: «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить». Нозик размышляет о том, что есть «осмысленная жизнь» в наше время. Он пишет о том, что жить осмысленной жизнью значит постоянно создавать себя заново; что осмысление не просто влияет на нашу жизнедеятельность, но «наполняет» её, пронизывает насквозь, так что результаты сосредоточенных размышлений меняют и внешние её проявления. Есть три типа счастья:

- быть счастливым благодаря кому-то или чему-то другому;

- чувствовать, что сейчас твоя жизнь хороша;

- испытывать удовлетворение от жизни в целом.

Однако счастье - лишь малая часть увлекательного жизненного путешествия, и дорожных знаков на этом пути нет - мы должны расставить их сами.

осознанность, безумие и гениальность, авантюризм, теория игр

Previous post Next post
Up