Две части одного целого, или ум "для хозяйственных нужд"

Jun 06, 2019 15:51





Практика йоги - это не только для тела, и это общеизвестный факт. Другое дело, что только прочувствовав на себе то, как это «работает», можно делать первые выводы. А далее углубляться всё более и более, достигать новых уровней баланса тела и ума. Инсайты, заряженность энергией и улыбка на лице - неизменные атрибуты каждого дня практики. Хочу поделиться такими маленькими инсайтами этого дня. Это о том, что информация и Знание - принципиально разные вещи. А смотреть - не означает видеть.

О минусах христианства принято и можно говорить долго и взахлёб, но, как известно, любой минус всегда содержит в себе плюс, и даже у оборотной стороны есть своя оборотная сторона. Любая организованная религия делает социум монолитным, способствует формированию культуры, уникального культурно-социального уклада общества. А сплочённость общества - это, в свою очередь, «теплица» для вызревания генофонда нации, и, как следствие, новых, прекрасных видов научных достижений, искусства и ремёсел.



Все помнят о становлении и расцвете христианства на Руси, о том, каким сплоченным было общество того времени, даже несмотря на мелкие междуусобицы. А затем вдруг взахлёст «нагрянула» новая культурная парадигма - социализм. И, словами философа В. Розанова, произошло невиданное - «Русь «слиняла» за несколько дней. Октябрьская революция смерчем неслась по Руси, и не осталось ни царства, ни Церкви, ни генофонда нации. Что осталось? - Ничего. И вот на этом ничего социализм расцвёл яркими красками..Хотя, такие уж ли они были яркие? Это была доминанта цвета крови - красного. Всё тонуло в крови.

Что до христианства, то его вдруг все позабыли, в один момент. Странно - всю жизнь крестились, богомолились, и вдруг сбросили крест. Переход в социализм и, значит, в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко, точно «в баню сходили и окатились новой водой».

Так в чём же дело?! Почему вдруг столь уважаемый всем человечеством инструмент - разум, в существовании которого не сомневаются все - верующие и атеисты, гении и дебилы, оказывается «коварным изменником», которому доверять - совершенно напрасно в условиях почти любой нестабильности.

Почему интеллектуальная вера такая хрупкая? И почему это все мы всегда, в итоге, вынуждены во что-либо верить. Верить независимо от того, нравится нам это или нет.  Даже те условно «осознанные» и «свободные от любых верований и предрассудков» люди, живущие в социуме, так или иначе на закате своей жизни как бы «заземляются», «окапываются» в фиксированном наборе тех или иных догм. Это та самая «мудрость стариков», которую жёстко высмеивал Сартр. Старость - не всегда означает мудрость. К сожалению. А означает лишь постепенное затухание и выгорание всех процессов физической и ментальной деятельности. Нейронные связи всё более фиксированы, всё менее подвижны. Ум тренировать в нашем мире пока не принято, подзабытый навык.

Итак, интеллектуальный ум - непостоянен. Частичная разгадка этого коварного его свойства кроется в устройстве нашего разума. Ещё несколько тысяч лет назад древние видящие, рождённые на полуострове Индостан, выяснили, что человеческий ум не является монолитной конструкцией, а состоит как минимум из 2х «половинок». - Возвышенного ума, который исследователи назовут Буддхи (просветлённый, светозарный, интуитивный), и низшего, сконструированного из гораздо более грубого материала, - ума «для хозяйственных нужд», получившего название Манас.

Буддхи и Манас - это как верхний и нижний «этажи» ума, умы божественный и человеческий . Само собой, что у подавляющего большинства людей преобладает Манас. Главная функция Манаса заключается в том, что он должен синтезировать в единое целое все грубые чувственные ощущения, приходящие к нему из внешнего мира. Мы воспринимаем окружающие нас предметы как цельные конгломераты атомов и молекул, а не как энерговолны, только потому, что Манас лепит воедино всю разнородную энергию ощущений, с которыми он неразрывно связан через органы чувств, как директор фабрики - со своими инженерами и рабочими.

При этом чувства (или, как их называют йоги, Индрии) - это «мальчики на побегушках» у Манаса, своего господина, которому они обязаны доставлять всю требующуюся энергию из внешнего пространства.

Манас в индуизме - это ум желаний и привязанностей, из-за этого человек на протяжении всей жизни остаётся рабом своего Манаса, рабом и пленником своих привязанностей и желаний.

У обывателя, рядовой личности, Манас похож на гигантскую помойку, пропитанную массой совершенно не нужных человеку мыслей. Причём, помойку невероятно активную, которая вечно жужжит, высвечивая на ментальном экранчике кучу мыслей, которые нужно передумать, и кучу дел, которые надо переделать.

Манас не устаёт и почти никогда не утихает, заставляя иногда бежать сразу в нескольких направлениях или сидеть одновременно на нескольких стульях. И если в детстве школьные учителя не выкуривают начисто желание учиться, то Манас ребёнка с невероятным удовольствием учится, учится и ещё раз учится: то коммунизму, то бизнес-схемам отмывки капитала, то биологии и размножению, то политике. Именно благодаря «уму для хозяйственных нужд» человек часто, особенно подходя к второй трети своей жизни, становится инфантильным информационным наркоманом, совершенно не способным к конструктивным изменениям своей жизни.

Информация - это достаточно грубая, определённым образом модулированная энергия. Знание - это суть нашей души, это сила, которая «просачивается» в Буддхи, духовный свет, из которого рождается мудрость.

Почти все религиозные прозорливцы предупреждали об этой духовной опасности, которая поджидает любого информационного носителя-интеллектуала. - «Дураков ловят на неистовых желаниях, а умных - на философии. Ведь именно «философия» держит иногда за глотку некоторых духовных искателей, не давая вдохнуть в энергетические лёгкие Знание и Истину».

Как сказано в Ишавасья-Упанишаде: «Тот, кто следует по пути невежества, попадает во тьму. А тот, кто поглощен знанием, попадает во тьму ещё бОльшую. Ищущий также может возгордиться псевдо-знанием (читай - информацией), тем самым ослабляя ещё более свой дух».

Практика йоги - одно из величайших изобретений индийской культуры, дошедшее к нам. Это - способ успокоить, угомонить хоть на чуть-чуть свой Манас и приоткрыть дорогу к Буддхи. Будда-Буддхи, это и есть наше божественное начало, которое просто постепенно нужно пробудить в себе, вспомнить. Как по мне, процесс «вспоминания» - чистый кайф.



(Продолжение в след. посте)

Манас, христианство, Обо мне, йога, индуизм, жизнь в Матрице

Previous post Next post
Up