АФРОДИТА УРАНИЯ И АФРОДИТА ПАНДЕМОС: ЛЮБОВЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И ЗЕМНАЯ

May 25, 2019 17:52





Торс Афродиты (так называемый «Торс Афродиты Хвощинского»).Римская копия с греческого оригинала III века до н. з., мрамор (ГМИИ имени А. С. Пушкина)



Известно несколько любовных историй Афродиты. Так, из Гомера мы узнаем, что Афродита наградила своей любовью троянского героя и родила ему сына Энея. Согласно римским сказаниям, он стал прародителем почитаемого в Риме рода Юлиев. О романе Афродиты с богом войны Аресом рассказывает «Одиссея»: свидание их так затянулось, что Гефест сумел приковать их к ложу не видимыми глазу цепями. От Ареса у Афродиты тоже были дети, среди которых самым популярным у мастеров всех эпох стал Эрот (римский Купидон-Амур). Чаще всего его изображали жизнерадостным крылатым ребенком с луком в руках: пущенные им стрелы могли принести и величайшее счастье, и величайшее страдание.

Своим любимцам Афродита дает красоту и блаженство любви. Так, троянского героя Париса она одаривает любовью самой прекрасной женщины. Афродита благоволит к тем, кто ее почитает. Известна история кипрского скульптора Пигмалиона, изваявшего статую девушки, настолько прекрасную, что он сам в нее влюбился. На празднике в честь Афродиты Пигмалион принес богине жертву и умолял ее, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную, как и его творение. И Афродита оживила статую!

Зато богиня жестоко карала тех, кто противился ее власти. Известна легенда об Ипполите: будучи предан Артемиде, богине-девственнице, он не почитал Афродиту. И та погубила его. Покарала она и гордого Нарцисса, отвергнувшего любовь прекрасных нимф. Афродита наказала его тем, что он влюбился в свое отражение. Наказывала богиня и других непокорных ее воле.



Венера Милосская. Мрамор. II век до н.э. Париж, Лувр.

В эпоху Возрождения образ богини любви приобретает новую жизнь. Венера спящая, Венера с Амуром, Венера с Марсом (греческий Арес), Венера в кузнице Вулкана, Венера и Адонис, праздник Венеры - все эти сюжеты воплощаются во фресках и на плафонах роскошных итальянских палаццо, в картинах художников северного Возрождения, например, немца Лукаса Кранаха, написавшего несколько картин на тему «Суда Париса», в полотнах великих мастеров XVI I века - Рубенса, Рембрандта, Пуссена, не говоря уже о многочисленных вариациях на тему Венеры в картинах, рельефах, рисунках, статуях европейской эпохи Просвещения и последующего Х1Х века.



С. Боттичелли. Рождение Венеры. Масло. 1485. Флоренция, галерея Уффици.

Но есть среди них особенно выдающиеся изображения античной богини. Один из самых привлекательных образов создал флорентийский художник XV века Сандро Боттичелли. На его картине Венера, нежная и грациозная, возникает из первозданных вод как божество грации, прекрасный цветок. Венера появляется - и кажется, самый воздух начинает источать благоухание: в мир приходит гармония, красота, любовь.



Тициан. Любовь небесная и земная. Масло. 1515 - 1516. Рим, галерея Боргезе.

Оригинальный образ Афродиты-Венеры создал венецианец Тициан в известном полотне «Любовь небесная и земная», написанном на тему мифа о двух богинях любви (вернее, о двух ее сущностях) - чувственной и платонической. Обе богини, Пандемос и Урания, одинаково прекрасны, сидят по сторонам мраморного источника, украшенного рельефами. Амур бросает в него лепестки роз намек на сладость любви. Сам же источник как бы заключает в себе праматерь-воду, в которой родилась Афродита, напоминает римский саркофаг: та и другая любовь губят и возрождают человека.



Д. Веласкес. Венера с зеркалом. Масло. 1651. Лондон, Национальная галерея.

Еще один выдающийся образ Венеры создал в XVII веке Веласкес. В картине «Венера перед зеркалом» великий художник представил редкий для Испании, но распространенный в античности образ богини, любующейся своей красотой. Обнаженная, она лежит на ложе и видит свое лицо в зеркале, которое держит Амур. Однако и зднсь не только античная тема, но и древний мифологический смысл. В античности изображение в зеркале понималось не как простое отражение наружности, а как двойник образа, дубликат, хранящий бессмертное «я» каждого существа. И здесь Венера - это прекрасная Пандемос, земная и человечная, а в зеркале виден бессмертный образ Урании.

Так откуда же такое разделение вроде бы одной и той же силы, на возвышенную, творящую  Любовь и ослепляющий Эрос? Древнегреческие мистики считали, что духовный искатель Истины должен искать прибежище у Афродиты Урании, а не у её земной ипостаси - Афродиты Пандемос. Лишь Афродита Урания защищает, а многочисленные любители Пандемос частенько протаптывают тропинку к Великой Блуднице.

Поэтому путать или отождествлять между собой эти две Богини нельзя. Афродита Урания поднимает человека из эротической бездны. Любовь к Богу без её покровительства так и останется мифом.

А у Афродиты Пандемос более прозаическая задача: продолжение рода. Породить потомство и придать магическому притяжению между мужчиной и женщиной колоссальную силу. А такой могучей энергии обычный человек противостоять не может. Он вынужден оставить потомство, независимо от своих предпочтений и взглядов. Как сказал бы индус, Афродита Пандемос - это сама Махамайя, порождающая человеческий род, не дающая ему прекратиться.

Художники средневековья не любили рисовать Афродиту Уранию. Мало что удаётся найти в архивах, так как её соблазнительная конкурентка обладает поразительной одурманивающей силой, «перетягивающей одеяло» на себя. Чтобы воспринять Уранию, однозначно нужно быть мистиком. Но Пандемос чувствуют все, вся вселенная от неё с ума сходит. Любовный дурман Чёрной Венеры - это не эзотерическое, а экзотерическое «знание», для простого народа, жаждущего во все времена одного и того же - хлеба и зрелищ.

Урания - это вертикальный вектор, по которому духовный человек поднимается, как по лестнице, от низших чакр к высшим, раскрывая их по очереди.

Пандемос - горизонтальный вектор развития.

Возможно, в этом и кроется смысл древнего символа креста. Это вектора развития души человека.



"Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса, потому что, составивши, как известно, мир из противоположностей, он привел его в согласие и к любви и засеял все тождеством и единством, пронизывающим все"(Ферекид)

античность, алхимия души, религии

Previous post Next post
Up