Мы живём в удивительном мире. Вброшенные в него против своей воли, мы всю жизнь учимся выживать и приспосабливаться к миру, и приспосабливать его под себя.
У человека есть множество возможностей адаптироваться к этому миру. С ним можно бороться, и так делают большинство из нас, потому что что-то в мире всегда противоречит тому, как это должно быть согласно нашим представлениям, понятиям о добре и зле, приятном и неприятном. Понятно, что мир гораздо умнее, чем наше представление о нём, он шире и его логика человеку не совсем понятна. А раз так, то есть возможность перестать бороться с этим миром, войти с ним в согласие и не испытывать страданий. Ведь плата за любого вида борьбу с миром - неизбежное страдание.
С одной стороны сказать, что вот, "я следую законам буддизма, перестаю бороться с миром, вхожу с ним в согласие" - такую фразу можно произнести картинно и не от всего сердца, и, по сути, на первом же перекрёстке столкнуться с внутренним конфликтом, где БОРЕТСЯ ЧТО-ТО, НЕ ЗАВИСЯЩЕЕ ОТ ЖЕЛАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ БОРОТЬСЯ,
Это ЧТО-ТО, это внутреннее противоречие, находится глубже, в бессознательном, в коллективном бессознательном. И только люди, дошедшие до состояния Будды, прошедшие некий эволюционный путь, опережающий общечеловеческий, могут войти в согласие с этим миром и не испытывать при этом неизбежного внутреннего конфликта, переживая этот мир за пределами всех человечесикх противоречий, как ЕДИНОЕ.
В жизни любого человека всегда имеет место быть стресс, комплексы, внутренние конфликты того или иного рода. Без этого никак, ведь мы взрослеем и развиваемся не в "комнатных" условиях, а жизнь оставляет отпечатки-шрамы на сердце. Как правило, чем больше таких шрамов, тем хуже характер. Но из любого правила бывают исключения.
Человек обычно, чтобы пережить стресс и психологически очиститься от него и идти дальше, вытесняет этот стресс в подсознание. Но суть в том, что вытесненное никуда не девается. Оно перерастает в неврозы, в болезни в будущем. По сути, от такого вытесненного психосоматического шлака мы и стареем.
Удобная позиция, безусловно, Бог. Единый, всемогущий Боженька, которому можно этот шлак скинуть, помолиться, поставить свечку и всё пройдёт. Но, come on, очевидно же, что религиозность - просто утешение. Боженька не решает наших проблем, и всё приходится
преодолевать самостоятельно.
Вот и подошли плавно к теме философии экзистенциализма. Меня всегда восхищала эта философия своей смелостью. Это же был, по сути, шаг одной ногой в пропасть, начиная с Ницше, заявившего о смерти бога. Смелый шаг, после стольких веков доминации христианства, - решиться на богоборчество, шаг, приносящий максимальное страдание, ведь когда мы находимся на позиции монотеизма, у нас всё в голове чётко поделено и расставлено
по полочкам. - Есть вера в некую трансцендентную объективную Истину, и весь конфликт состоит лишь в вытеснении в бессознательное того, что не соответствует картинке мира("матрице восприятия/"туннеля реальности").
Пройдя через это, человек то и дело начинает сталкиваться с тем, что вытесненное начинает проникать в сознание, когда человек выходит на более высокий уровень личностного развития. Устои рушатся, личный мирок трещит по швам. Дискомфорт. Если нужны примеры такого внутреннего конфликта, то их миллионы в мировой литературе. По сути, вся литературная мысль и возникает-то из таких микро- и макро-конфликтов, где происходит борьба противоречий, собранных в человеке, как клубок из ниток. (Другой полюс, конечно - книги, где
просветлённые делятся своим опытом преодления этого извечного страдания - базиса буддизма.)
А этот самый более высокий уровень личностного развития - это и есть экзистенциализм! И если посмотреть с точки зрения экзистенциализма, то то ответ на вопрос "что ждёт нас за пределами земного бытия" безжалостен - НИЧТО. Означает ли это окончательный ответ - нет, не означает, потому что любая философская система - это разновидность мифологии, а мифологии на протяжении тысяч лет сменяли и будут сменять одна другую . Ответов всегда было и будет много, а "истина имеет тысячу лиц".
(Продолжение в след. постах)