В этом посте хочу немного расскзать о философии середины 20 века, которая немного приоткрывает взгляд на так называемые "первобытные" племена, которые в запвдном мире принято считать отсталыми.
Мифолог М. Элиаде (друг К. Юнга), К. Л. Стросс (основатель структурной социологии), А. Корбен (философ, исследователь исламского мистицизма), П. Роден (историк мифологии) - всех этих учёных объединяет единая концепция, которой они придерживались: структура взаимосвязей и элементов культуры со всеми обрядами и ритуалами так называемых "примитивных" народов ничем не уступает структуре связей и элементов культуры современного западного общества. Просто у них другая логика, рациональность, другой тип жизни.
Архаическим народностям и племенам присущ тип мышления, называемый исследователями мифологическим мышлением. Эти народы живут в мифе, который неотделим от их реальности. Свою реальность, свою "Матрицу восприятия" они строят исходя из мифологии их племени. (Чем не сходство с современным типом мышления?! ведь у всех нас свои "мифы")
Вся наука изучает Логос, и он считается основой нашей жизни. Мифос же всегда меньше Логоса, согласно современному типу мышления. Мифы наука всегда пыталась постичь с помощью разума, Логоса. Л. Стросс взялся объяснить обратное, рассмотреть Лоос через Мифос. И это привело к удивительным резульатам.
Стросс вводит понятие "имажинер" ("воображатель") - но это не воображающий, не воображение, и не воображаемое, и даже не свойство воображения. Имажинер - это большее. Это обобщение и воображения, и воображающего, и воображаемого. Это стихия воображения, синоним коллективного бессознательного (хотя только синоним).
У Платона, с которого и началось логоцентрическое мышление, есть дмалог "Софист": Платон говорит, что существует разум - и он реален, существует внешний мир - и он тоже реален. Между ними есть 2 вида воображения - эйказия ии фантазия.
Эйказия - верная, объективная передача внешних объектов разуму, а фантазия - искажённая передача. Для Платона, равно как и для всей западной философии, воображение - только фильтр между реальными предметами и разумом.
Эта идея разрабатывалась и совершенствовалась далее, в средневековой схоластике, потом её подхватил Декарт, затем - Кант, Гегель и вся классическая философия, и так возникла современная наука, в которой Логос прочно занял первое место, а воображение, Миф осталось чем-то промежуточным, вытесненным из первостепенных наук.
Стросс,Роден и Ж. Дюран (ученик Юнга) заявили, что такой логоцентрический взгляд неадекватен, и надо рассматривать наоборот: как раз РЕАЛЬНО существует ИМАЖИНЕР, и именно он творит и объект, и субъекта.
Это был очень революционный ход в философии! Вектор в философии в 20 века постепенно начал смещаться в направлении постмодернистского типа мышления.
Рассматривая мир с точки зрения коллективного бессознательного, понятно, что эго и творит субъекта, а его "развёртка" во внешний мир и даёт нам "матрицу" нашей реальности.
Воображение творит и внешний мир, и того, кто этот внешний мир наблюдает и в нём действует. (Тут прослеживается очень чёткая параллель с квантовой теорией, где наблюдатель творит мир самим фактом своего наблюдения за ним).
С этого тезиса о воображении-творце в науку был привнесен мистический аспект. Мистическое восприятие, (которое, кстати, тождественно мифологическому сознанию архаических народов) состоит в том, что бог - это своего рода "зеркало", в которое смотрится человек, а человек - зеркало, в которое смотрится бог.