«Эволюция сознания занимает центральное место в эволюции земной жизни… изменение сознания - главное событие последующего эволюционного преображения» (Ш. Ауробиндо)
«Все, что я испытываю - психические явления. Даже физическая боль - это психическое явление, относящееся к моему опыту. Мои чувственные ощущения <…> это психические образы, и только они одни являются непосредственными объектами моего сознания. Моя психе даже преображает и фальсифицирует действительность, причем в такой степени, что мне приходится прибегать к искусственным средствам определения, каковы вещи, если отделить их от меня. В сущности, мы так окружены психическими образами, что не можем проникнуть в суть вещей, внешних по отношению к нам. Все наше знание обусловлено психе, которая одна реальна. В этом и состоит действительность, а именно - психическая реальность».(К. Г. Юнг)
Сознание - это единственная постоянно присутствующая, самая неприкосновенная и загадочная суть существования человека. Мы можем разговаривать о сознании друг с другом, но оно остается субъективным по своей природе феноменом, воспринимать который можно только в одиночестве, изнутри. Сознание - это восприятие процесса восприятия, знание знания, ощущение чувствования. Но что воспринимает восприятие? Что происходит, когда кто-то извне наблюдает за восприятием восприятия и задает вопрос: «Сколько на самом деле замечает сознание?».
В последние годы научное исследование феномена сознания продемонстрировало, что люди воспринимают гораздо больше, чем воспринимает их сознание, что они взаимодействуют с миром и друг с другом намного больше, чем полагает их сознание, что контроль действий, который ощущает сознание, не более чем иллюзия. Сознание играет намного меньшую роль в человеческой жизни, чем склонна полагать западная культура.
Исторические исследования показывают, что феномен сознания, каким мы знаем его сегодня, насчитывает, возможно, не более 3000 лет. А концепция единого «воспринимающего центра» и центра принятия решений - сознательного «Я» - преобладает всего примерно в течение времени жизни сотни поколений.
В математике, физике и теории вычислений с 30-х г.г. возрастает понимание того, что основа объективности сама по себе субъективна, что ни одна формальная система никогда не сможет подтвердить или доказать сама себя. Это привело к серьёзным изменениям мнения мире, которые в области естественных наук начали признавать только в последнее десятилетие. Результатом стало радикальное изменение нашего понимания таких концепций, как информация, сложность, порядок, возможность и хаос. Эти сдвиги сделали возможным сформировать связи с изучением таких феноменов, как значение и относительность, которые являются жизненно важными для любого описания сознания.
С 1950 г.г. в психологии и теории коммуникации (трансакционной психологии) стало ясно, что производительность сознания не особенно большая, если изменять ее в битах - единицах измерения информации. Сознание практически не содержит информации. А вот органы чувств усваивают огромные количества информации, большая часть которой никогда не достигает сознания - мозг отфильтровывает ненужную , на его взгляд, для выживания информацию. Т.о., огромные массивы информации фактически отсеиваются еще до того, как осознаются. Этот факт хорошо соотносится с пониманием процессов вычисления, в котором в 1980 г.г. был сделан огромный прорыв. Но значительная часть информации о нашем окружении, которую регистрируют органы чувств, оказывает влияние на наше поведение: значительная часть того, что происходит в сознании человека, не является сознательной.
С 1960 г.г. нейрофизиологи изучали сознание, сравнивая субъективные данные, полученные от людей, с объективным измерением активности их мозга. Полученные удивительные результаты указывают: сознание следует в русле того, что мы называем реальностью. Прежде чем мы сможем что-либо осознать, проходит половина секунды, хотя мы воспринимаем это совсем не так. За пределами нашего сознания изощренная иллюзия выстраивает события во времени. Эти открытия вступают в противоречие с почитаемым понятием свободной воли человека. Но по моему мнению, опасности подвергается не наша свободная воля, а представление о том, что сознательное «Я» формирует нашу свободную волю.
Взгляд на Землю как живую систему трансформировался с того времени, когда в 60е г.г. начались полеты в космос. В то же время появление компьютера как научного инструмента трансформировало нашу способность предсказывать мир и наши действия по отношению к нему. Стремление цивилизации к планированию и регулированию начало меняться под воздействием того, что человечество узнало о квантовых феноменах, экологических связях и непредсказуемости природы. Способность сознания усваивать мир была серьезно переоценена научной культурой.
На протяжении большей части 20 в. физики уходили все дальше от повседневной жизни, от явлений, которые мы можем наблюдать собственными глазами. Все более мощные ускорители, и все более сложные аппараты создавались для изучения причудливых эффектов, которые, по уверениям физиков, могу пролить свет на то, каким образом можно объединить теорию гравитации с теориями, разработанными на атомном уровне, в единую Теорию Всего. Пока успеха не достигнуто. В 80е г.г. возникло немало новых теорий - теория хаоса, фракталов, теория самоорганизации и теория сложности - они исследуют природные явления как обязательную составляющую эволюции, доказывая что каждый её компонент имеет сознание . Физики могут понять множество мелких деталей, проводя эксперименты на дорогостоящих исследовательских площадках - но они вряд ли смогут объяснить обычные явления; наука на сегодня испытывает проблемы с тем, чтобы ответить на вопросы, похожие на те которые задают дети - вопросы о форме, в которой предстает перед нами природа, о деревьях, облаках, цветах и их взаимодействии.
Теории хаоса и фракталов привлекли большой интерес многих учёных, т.к. в них содержатся совершенно новые взгляды, и они несут в себе полностью новые эстетические формы, особенно если говорить о фракталах в компьютерной графике. Но фактически самым интересным аспектом этих новых направлений является то, что в них содержится серия важных инноваций, которые могут привести наконец таки к созданию Теории Всего. Правда, это будет не теория, которая объединяет гравитацию и теорию атома, а соединение науки и повседневной жизни. Теория, которая с одинаковым успехом сможет объяснить возникновение Вселенной и повседневного сознания, которая объяснит, каким образом концепция смысла, к примеру, соотносится с концепцией черных дыр.
По моему мнению, это неизбежно произойдет, и чем скорее тем лучше.