"Пузырь" восприятия

Jan 18, 2019 21:28




Увлечение шаманизмом - не простое баловство для меня. Пока теории больше, чем практики, но рано или поздно уравновешу это. А до этого времени, прекрасные книги мне в помощь.

"Первым действием учителя является внушить ученику идею, что знакомый нам мир является только видимостью, описанием мира. Каждое усилие учителя направлено на то, чтобы доказывать это своему ученику. Но принять эту идею является самой трудной вещью на свете. Мы полностью захвачены своим частным взглядом на мир, и это заставляет нас чувствовать и действовать так, как если бы мы знали о мире все. Учитель с самого первого своего действия направлен на то, чтобы остановить этот взгляд." (К. Кастанеда, "Сказки о силе")

Реальность скрыта от нас за плотной стеной описания мира. Именно в этом причина отсутствия целостности, причина нашей рабской зависимости от узости собственных идей:

"Маги говорят, что мы находимся внутри пузыря. Это тот пузырь, в который мы были помещены с момента своего рождения. Сначала пузырь открыт, но затем он начинает закрываться, пока не запирает нас внутри себя. Этот пузырь является нашим восприятием. Мы живем внутри него всю свою жизнь. А то, что мы видим на его круглых стенках, является нашим собственным отражением. Он наклонил голову и взглянул на меня искоса, потом усмехнулся.
- Ты с ума сошел, - сказал он. - Здесь тебе полагается задавать вопрос. Я засмеялся. Так или иначе, его предупреждения об объяснении магов, плюс представление внушающих благоговейный ужас масштабов его осознания начали, наконец, оказывать на меня свое воздействие.
- Что за вопрос мне полагалось задать?
- Если то, что мы видим на стенках, является нашим отражением, значит то, что отражается, должно быть реальной вещью, - сказал он, улыбаясь.
- Это хороший довод, - сказал я шутливым тоном.
Мой разум мог легко принять этот аргумент.
- Это отражение является нашей картиной мира, - сказал он. - Эта картина- описание, которое давалось нам с момента нашего рождения, пока все наше внимание не оказывалось захваченным ею, и описание не стало взглядом на мир. Задачей учителя является перестроить этот взгляд, подготовить светящееся существо к тому времени, когда бенефактор откроет пузырь снаружи.
Пузырь открывается для того, чтобы позволить светящемуся существу увидеть свою целостность, - продолжал он. - Естественно, что назвать это «пузырем» - только способ говорить. Но в данном случае это очень точный способ." ("Сказки о силе", К. Кастанеда)

Когда все наше внимание оказалось «захваченным» внушенным с детства описанием мира, клетка захлопывается, как правило, окончательно. В этот момент мы окончательно становимся людьми и теряем свободу. Для нас привычно рассматривать генезис человеческой личности как процесс обогащения, расширения и упорядочивания опыта, и мы вряд ли задумывались над тем, что с определенной точки зрения такой рост может выглядеть умалением, а развитие - деградацией.

Растет и усложняется в нас именно описание мира: деталей становится больше, количество связей возрастает, элементы приобретают твердую однозначность. Нетрудно понять, что само восприятие в результате делается уже и беднее. Ибо непосредственным эффектом развития и его эволюционной целью оказывается устойчивость картины мира, что обеспечивается игнорированием того поля ощущений (переживаний, восприятий), которое в данную картину не входит. Всякий вводимый в описание элемент есть плод усечения определенной области переживания до единичного сигнала с заранее обусловленным содержанием, то есть, сведение поля в одну точку. Так формулируется далеко ведущий парадокс человеческого развития: каждый новый шаг в разработке описания мира обедняет переживание и ограничивает опыт. Подобную динамику можно проследить как в эволюции отдельной личности, так и в развитии цивилизации в целом.

(Продолжение в след. посте)

майя, иллюзорность восприятия, туннель реальности, религии, толтеки, тональ, пещера Платона, матрица восприятия, Кастанеда, шаманизм, жизнь в Матрице

Previous post Next post
Up