Портрет с открытки. Екатерина Сергеевна Авдулина

Jul 07, 2017 16:38

После неприличного скандала, что случился с Орестом Кипренским в Риме (в его квартире была убита натурщица, и на него пало подозрение), художник вынужден был прервать обучение и вернуться в Россию. В Санкт-Петербург Кипренский возвращался через Париж, где он прожил некоторое время: осень - зиму 1822 -1823 годов. В Париж он приехал, чтобы принять участие в выставке Салона, где выставил четыре свои картины, которые, кстати, не имели достаточного успеха, на который рассчитывал художник.
Конечно, в Париже Кипренский не прекращал работы, но работы художника того времени в Россию не попали, затерялись. О картинах, написанных в Париже, ничего не известно. Правда, участь забвения ожидала не все картины. Одна вернулась в Россию.
Это портрет Е.С.Авдулиной, который сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга.




Один из лучших женских портретов художника.
Женщина изображена у раскрытого настежь окна. Пейзаж за окном представлен небольшим участком зеленеющей рощи и нагнетающим видом серо-фиолетовых грозовых туч. На таком фоне лицо ее кажется еще более хрупким, беззащитным. В глазах читается душа героини, некий внутренний надлом. Сама она облачена в черное платье из бархата и дорогую расшитую мелким орнаментом шаль. На сильной шее поблескивают бусины крупного жемчуга. В руке - сложенный веер. Лицо обрамлено желтым бантом и красивым прозрачным ажурным ободком.

Вот что пишет о нем историк Виктор Иванович Григорович в «Журнале изящных искусств» за 1823: «Портрет весьма окончен. Руки написаны прекрасно. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом».

Удивительно реалистично написаны женственные руки. Они сложены совсем как у Джоконды на знаменитом полотне Леонардо да Винчи, которое Кипренский видел в Лувре. Да и сама композиция портрета словно заимствована у мастеров эпохи Возрождения: женщина сидит в тёмной комнате перед окном, за которым открывается пейзаж.

Художник ввел в композицию увядающий цветок в стакане, придав этой детали иносказательный смысл. Это белый гиацинт. Опадающий гиацинт символ из греческой мифологии - цветок смерти, выросший на месте гибели мальчика, друга Аполлона, нечаянно убитого богом во время игры, помогает разгадать душевный мир хрупкой дамы - минорный и холодный. Он как бы намекает на мысли героини о пролетевшей молодости, гибнущей красоте. И хотя героине на портрете 35 лет, но большая часть жизни уже пройдена. Но, надо сказать, наверное, не совсем плохой жизни.

Героиня портрета - Екатерина Сергеевна Авдулина, урожденная Яковлева, родилась в 1787 году (некоторые источники говорят о 1788) в семье Сергея Саввича и Мавры Борисовны Яковлевых.
Яковлевы - имя в России известное. Отец Екатерины Сергеевны Сергей Саввич - сын крупнейшего предпринимателя России второй половины XVIII века. Того самого Саввы Собакина, который, согласно слухам, пришел босой с котомкой за плечом в Санкт-Петербург из деревни Тверской губернии и, благодаря зычному голосу и крепкому телосложению, к которым императрица Елизавета Петровна имела большую слабость, стал главным поставщиком телятины к императорскому столу.

А потом, уже при Екатерине, прикупил на Урале шестнадцать и построил шесть чугуноплавильных, железоделательных и медеплавильных заводов, и таким образом стал собственником двадцати двух уральских предприятий. И, соответственно, одним из самых богатых людей России. Правда, для этого по указанию императрицы Екатерины пришлось сменить фамилию Собакин на более благозвучную Яковлев.



Савва Яковлевич Яковлев, дед Е.С. Авдулиной
Худ. М. Колокольников, 1767

От брака с Марьей Ивановной Яковлевой родилось у него семь детей. Среди них и Сергей (1763-1818), в будущем действительный статский советник и кавалер ордена Св. Анны 2-й степени с алмазами и Св. Владимира, 4-й степени, владелец девяти Алапаевских заводов на Урале, отец Екатерины, о которой я и рассказываю.

Сам Сергей Саввич от дел заводских отошел (жил только от доходов, которых вполне хватало), поступил на военную службу, дослужился до чина подполковника, вышел в отставку и занялся поставками для армии. Так что Екатерина Сергеевна невестой была с хорошим приданным.



Сергей Саввич Яковлев, отец Е.С. Авдулиной
Худ. В. Боровиковский, 1810-е г.

О семье нашей героини хочется написать подробнее.

Как я уже писала, Сергею Саввичу после смерти отца достался один из крупнейших на Урале Алапаевский горнозаводский округ. Но Сергей Саввич перебрался жить в Петербург. В 1789 году Сергей Саввич купил «село Благовещенское, с деревнями Новой, Старой и Коломягами», получил грамоту на дворянское достоинство от 1796 года.

Женат был на Мавре Борисовне, урожденной Струговщиковой, по воспоминаниям современников одной из самых красивых женщин своего времени.



Мавра Борисовна Яковлева, мать Е.С. Авдулиной

Хотя «женат» сказано сильно. Жили они почему-то без официального оформления брака. Хотя и было у них семь дочерей, которые только в 1801 году специальным указом Сената были признаны законнорожденными.

Екатерина - старшая. В возрасте двадцати лет, в 1808 году, вышла замуж за генерал-майора лейб-гвардии Кавалергардского полка Алексея Николаевича Авдулина .

А.Н. Авдулин был родом из дворян. Родился в 1776 года во Владимирской губернии. Когда ему исполнилось 18 лет поступил на службу сержантом в Преображенский полк. И к 1815 году, когда он решил оставить военную службу, дослужился до генерал-майора. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, был отмечен наградами. Дошел до Парижа, как говорится, «гоня французов».

В Париже некоторое время, в 1822 - 1823 годах, Авдулины уже жили семьей в отеле „Бурбон" на Рю де ля Пе. Актриса Александра Дмитриевна Каратыгина в своих воспоминаниях пишет: « С семейством генерала Авдулина были мы давно знакомы и подружились с ним ещё более во время годичного пребывания нашего в Париже... припомню с удовольствием, что в числе соотечественников наших, посещавших в одно время с нами Авдулиных, в 1823 году, видела я родителей известного нашего писателя Ивана Тургенева».
Кстати, дружба их продлилась и после возвращения в Петербург. Именно в доме Авдулиных нашла успокоение актриса, когда ее отстранили от ролей в театре.

После возвращения из-за границы Авдулины поселились в Санкт-Петербурге. Авдулины жили в собственном доме (по некоторым сведениям на Дворцовой набережной, по другим - на Невском проспекте в доме Калержи). Но это не так уж и важно. Важно, что жили Авдулины на «широкую ногу», устраивали балы и увеселительные мероприятия.

Вот что пишет один из современников в 1825 году : «Завтра будет большой бал у некого Авдулина. Он женат на очень богатой женщине, они только что вернулись из заграницы, говорят, он устраивает замечательные праздники».

Бывал на этих балах и Александр Сергеевич Пушкин. В письме П.А. Вяземского к жене из Петербурга от 7 мая 1828 года можно прочесть следующее: «...вчера на балу у Авдулиных совершенно отбил он [Пушкин] меня у Закревской, но я не ревновал».

Алексей Николаевич Авдулин занимался и меценатством, был членом Петербургского Общества поощрения художников. Причем, деятельный членом Общества поощрения художников. Он постоянно присутствовал на заседаниях Комитета общества, в делах которого подпись его фигурирует часто.

В браке Авдулины имели детей:
Николай (1809-1820)
Сергей(1811-1855), служил переводчиком в Министерстве иностранных дел; вел широкий образ жизни, чем расстроил своё состояние. Был женат на Марии Алексеевне Милютиной (1822-1881), сестре графа Д. А. Милютина; овдовев, она вышла замуж за сенатора С. А. Мордвинова.
Мария (1824- ?), с 1851 года замужем за кавалергардом Дмитрием Васильевичем Богушевским.

Умерла Екатерина Сергеевна Авдулина в 1832 году, в возрасте 45 лет. Похоронена на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Ее могилу с памятником в виде гранитной колонны можно увидеть на Мартосовской дорожке Некрополя XVIII века.



Могила Е.С. Авдулиной

Рядом с ней похоронен и ее супруг Алексей Николаевич Авдулин, переживший Екатерину Сергеевну на шесть лет.



Могила А.Н. Авдулина

Вот и вся история о Екатерине Сергеевне Авдулиной, память о которой сохранилась благодаря портрету, написанному Орестом Кипренским. Увидеть портрет, как я уже сказала, можно в Русском музее в Петербурге. А конкретно - в Михайловском дворце, в зале № 17, где и размещены работы Кипренского. К сожалению, я ни разу так и не была в Русском музее, и портрет Е.С.Авдулиной в реале не видела.
Зато встреча с Е.С.Авдулиной у меня все-таки произошла. В начале этого года в Даугавпилсском краеведческом и художественном музее проходила выставка «Дамский рай». На выставке было представлено несколько десятков превосходных кукол, изготовленных мастерами Балтийской гильдии мастеров авторской куклы.
На выставке была кукла, изготовленная Виолеттой Озун, жительницей нашего города, как раз по картине Ореста Кипренского.




Похожа, правда?

А свой рассказ закончу стихотворением Ивана Есаулкова , которое называется
«О. А. Кипренский Портрет Е. С. Авдулиной»

В портрете ощущается минор,
И грустен генерал-майорши взор:
В воспоминания погружена,
Бледна и от всего отрешена.

Не промелькнёт улыбка на лице,
В глазах - сосредоточенность, печаль...
Она - в кисейном голубом чепце,
И на плечах - узорчатая шаль...

А за окном - пейзаж предгрозовой.
На фоне туч стоит стакан с водой,
В нём - белый опадающий цветок
Завял, теряя нежный лепесток.

Как и пейзаж свинцовый за окном,
Цветок для зрителя является ключом:
Он отрешённость даме придаёт,
Мир внутренний её передаёт...

Продуманный аксессуаров круг,
Жест сложенных, как у Джоконды, рук
И замкнутый в пространстве силуэт...
Красивый, романтический портрет!..



Портрет с открытки

Previous post Next post
Up