В прошлый раз я показывала свои старые календарики, а сегодня хочу показать и рассказать о новеньком. О календаре, попавшем ко мне не так давно. Мне его прислал коллекционер из Нижнего Новгорода.
Вроде бы ничего особенного в этом календарике нет.
Но я выбрала для своего рассказа его по нескольким причинам.
Во-первых, он знаменателен тем, что это один из первых календариков "нового поколения". Видно на обороте, что издан в 2009 году. Календарик плотный, глянцевый, такой приятно подержать в руках. В те годы, когда пополнялась моя коллекция, о таких календарях и мечтать не приходилось.
Во-вторых, он первый полученный по обмену. Поэтому мне так дорог.
Ну и в-третьих, конечно, мне интересна сама картина, изображенная на календарике.
Это картина русского художника Михаила Нестерова. Называется она "Два лада" и написана в 1905 году.
В настоящее время картина хранится в Новгородском художественном музее.
Михаил Нестеров - художник плодотворный. В основном он писал картины на религиозные и бытовые темы. Картина "Два лада" единственная его картина о любви. Вдохновило его на написание этого полотно стихотворение А.К. Толстого:
Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя,
Сам-друг идут два лада.
Он в мурмолке червленой,
Каменьем корзно шито,
Тесьмою золоченой
Вкрест голени обвиты;
Она же, молодая,
Вся в ткани серебристой;
Звенят на ней, сверкая,
Граненые мониста,
Блестит венец наборный,
А хвост ее понявы,
Шурша фатой узорной,
Метет за нею травы…
Да и само название картины символично. Лад - музыкальное звучание; лад (древнеславянск.) - муж, супруг; лада - жена.
Созвучие, единение, красота - вот такие основные понятия Нестеров вкладывает в свое понимание любви.
А о любви Нестеров знал не понаслышке. Была в его жизни огромная любовь. Правда, несчастная.
Это была любовь с первого взгляда. Он встретил юную девушку - Марию Ивановну Мартыновскую - на летних каникулах в Уфе. Дочь Нестерова О.М. Шретер писала о своей матери: "Первый весенний цветок с его тонким ароматом. Никакого внешнего блеска. Потому-то так нелегко объяснить исключительное чувство к ней отца. Почти через шестьдесят лет вспоминал он о нем как о чем-то светлом, поэтичном, неповторимом". "Судьба", "суженая" - излюбленное слово их обоих в письмах. Была она крайне впечатлительна, нервна, несмотря на простоту и бедность, по-своему горда... Над всеми чувствами доминировала особая потребность не только быть любимой, но любить самой безгранично, страстно, не считаясь даже с условностями того далекого времени.
Родители Нестерова были против их брака. Нестеров уехал в Петербург зарабатывать звание свободного художника и тяжело там заболел, а Мария Ивановна в весеннюю распутицу на лошадях из Уфы бросилась его выхаживать. Они обвенчались без благословения родителей.
Через год родилась дочь Ольга, и этот день, по словам Нестерова, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов Маша умерла.
Горе было невыносимым. Нестеров пытался изжить его, воскрешая любимые черты на бумаге и холсте. Он писал и рисовал портреты жены, и ему казалось, что она продолжает быть с ним, что души их неразлучны. Он написал ее портрет в подвенечном платье, вспоминая, какой цветущей, стройной, сияющей внутренним светом она была в день свадьбы. "Очаровательней, чем была она в этот день, я не знаю лица до сих пор, - вспоминал Нестеров в старости, безжалостно описывая и себя, маленького, неуклюжего, с бритой после болезни головой. - Куда был неказист!"
В нестеровских иллюстрациях к Пушкину Мария Ивановна становилась Царицей, Машей Троекуровой, барышней-крестьянкой, Татьяной Лариной. Не расставался он с дорогим образом и расписывая Владимирский собор.
И именно своей любимой он и посвятил картину "Два лада".
Маленький календарик, а сколько интересного он мне преподнес.