Мамору Осии - режиссер известный. Список работ Осии огромен: игровое кино, сериалы, книги, сценарии и, конечно, анимационные фильмы, которые принесли ему международное признание и, в числе прочего, номинации на главные награды Каннского и Венецианского кинофестивалей. Его можно назвать человеком, изменившим мир анимации.
Я посмотрела два фильма этого режиссера: «Призрак в доспехах» и «Яйцо ангела».
Два фильма абсолютно разные, но объединяет их одно - это новаторские фильмы, снятые так, как никто до этого не снимал.
«Призрак в доспехах»
Наверное, самое известное произведение Мамору Осии. Это полнометражный аниме-фильм 1995 года в жанре киберпанк, в жанре, в котором до Осии не снимал никто.
Этот фильм оказал такое огромное влияние на весь киномир, что вдохновил братьев (тогда еще) Вачовски на создание «Матрицы», а Джеймса Кэмерона на съемки сериала «Тёмный ангел».
Действие фильма происходит в антиутопическом будущем в 2029 году. Благодаря повсеместно распространившимся компьютерным сетям и кибер-технологиям, практически все люди вживили себе разнообразные нейронные имплантаты.
Главная героиня фильма - майор Мотоко Кусанаги из 9-го отдела службы безопасности.
Она - андроид, и ей поручают самые сложные задания в расследовании преступлений.
В городе появился преступник, скрывающегося под псевдонимом Кукловод. Задача Мотоко найти его и обезвредить.
Но по ходу расследования появляются такие данные, что заставляют Мотоко изменить взгляды на окружающий мир.
«Призрак в доспехах» определенно является одним из лучших аниме в жанре киберпанк. К тому же это превосходный боевик, который ни на минуту не дает заскучать.
Потрясающая графика, изумительно созданный мир будущего, мир высокоорганизованной техники и футуристических городов. Кстати, Мамору Осии для создания иллюстраций города несколько раз ездил в Гонконг. Именно его образ лег в основу декораций.
Смотреть его, конечно, надо. Как образец одного из лучших аниме. Но все-таки, добавлю от себя, он больше понравится тем, кто любит боевики и перестрелки.
А вот для тех, кто любит более медитативное кино, то для них подойдет второй аниме фильм, что я посмотрела. Но тоже с оговоркой.
Яйцо ангела
О, это очень странный фильм, наполненный сюрреализмом, символами, аллюзиями и размышлениями о религии. В нем очень мало диалогов, почти нет действия. Это фильм - созерцание, фильм - размышление, фильм - погружение в странный мир, созданный режиссером.
Фильм считается ярким примером авангарда в аниме.
Этот сюрреалистический фильм снят в 1985 году, за десять лет до «Призрака в доспехах», принесшего Мамору Осии мировое признание.
«Яйцо ангела» по популярности не сравнится с первым, но для меня он значительно лучше. Такого я пока еще не видела.
В нем все нереально, расплывчато. Но все в нем завораживающе прекрасно.
Он как сон, как кошмар во сне, от которого хочется проснуться. В нем, как и во сне, нет логики, нет объяснения происходящему. Фильм просто протекает через тебя, затягивая в глубины.
В странном, необъяснимом мире живет маленькая девочка.
Кто она? Как она тут оказалась? В фильме нет никакихобъяснений. Она просто живет, ест, спит, гуляет по пустынному разрушенному городу.
А еще у неё есть большое яйцо, которое она всегда носит с собой.
Она верит, что когда-нибудь из него появится птица. Единственная птица в мире, в котором их нет.
Зато есть летающие рыбы, которых ловят безмолвные то ли люди, то ли призраки.
Однажды она встречает мужчину с посохом в виде креста.
Девочка приглашает мужчину к себе домой, чтобы он переждал дождь. Они почти не говорят, даже вопросы «Ты кто?» остаются без ответа.
Мужчина рассказывает девочке о Ное, который единственный спасся при потопе.
В этом фильме не надо искать сюжета. А найденный смысл будет у каждого свой. Это сюрреализм. И этим все сказано.
Но это очень красиво. И фильм, и музыка к нему. Ведь иногда можно посмотреть фильм для эстетического наслаждения.