Общие принципы здорового общества. Параграфы 1-4.

Aug 12, 2012 19:37

Оригинал взят у bodhi_name в Общие принципы здорового общества. Параграфы 1-4.
01) "Индекс удовлетворенности" (ИУ) - это численная оценка человеком уровня своей удовлетворенности жизнью, своей насыщенности жизни, например по 100-бальной шкале. Эту шкалу можно условно разбить на несколько областей, например 0-20 - крайняя неудовлетворенность, 20-40 - значительная неудовлетворенность, 40-50 - незначительная неудовлетворенность, 50-60 - незначительная удовлетворенность, 60-80 - значительная удовлетворенность, 80-100 - очень высокая удовлетворенность. Дальше можно предложить дополнительные критерии того, какую именно оценку человек смог себе поставить, чтобы другие люди, увидев ее, примерно поняли его состояние.
ИУ - самый главный параметр для людей, намного важнее всех остальных. Все остальное - развитие экономики, технический прогресс, демократия и прочее и прочее, само по себе не имеет никакого значения в отрыве от того - насколько это содействует поддержанию ИУ на высоком уровне. Давно понятно, что можно быть богатым и пользоваться суперсовременными приборами и быть при этом совершенно несчастным, и можно быть бедным и не иметь почти ничего, будучи при этом хотя бы средне счастливым.

02) "Социальный прогресс" - такое развитие общества, при котором усредненный ИУ в данном обществе, достигнув областей высоких значений, продолжает оставаться в этом диапазоне. Я называю это "прогрессом", а не каким-то статическим термином, поскольку в силу своей природы люди именно тогда имеют высокий ИУ, когда находятся в процессе созидания, в процессе изменений себя и окружающего их мира. Любой застой немедленно приведет к снижению ИУ даже в условиях, казалось бы, исключительно высокого достатка и комфорта. Ничто так не снижает насыщенность жизни человека, как стагнация в результате внутреннего или внешнего подавления радостных желаний. То, в какой форме происходит социальный прогресс, целиком и полностью зависит от того, какие ценности разделяют составляющие это общество люди, что именно приводит к увеличению насыщенности жизни этих людей. Для одного общества социальным прогрессом будет состояние, при котором они почти не имеют имущества, живут бедно и примитивно, гуляют по лесам и полям. Для другого социальным прогрессом будут прорывы в области высоких технологий, полеты в космос. В зависимости от смены радостных желаний, то есть в зависимости от того, что именно приносит человеку насыщенность его жизни, он может перемещаться из одного общества в другое, и понятие "социального прогресса" для него сменит свою форму, оставив неизменным состояние высокой удовлетворенности жизнью.

03) Главный двигатель социального прогресса - "частная инициатива" (ЧИ). Люди имеют огромный опыт попыток создания централизованных государств, от абсолютно деструктивных структур типа Северной Кореи и СССР, заканчивая "мягкими" формами социализма Европы начала 21 века. Государство в лице чиновников, сколько бы их ни было и каким бы уникальным умом они ни обладали, никогда и ни при каких обстоятельствах не способно подменить миллионы частных инициатив. Каждый конкретный человек, будь ему предоставлена свобода и возможность изменить мир вокруг себя, охватит своим вниманием и активностью столько мелких, но важных с точки зрения насыщенности его жизни аспектов, насколько ему хватит его собственной жизненной силы, и к этому никогда даже близко не приблизиться с помощью централизованно спускаемых ему сверху планов. Не только защита частной собственности является, таким образом, важнейшим фундаментом развитого общества, но и защита возможности человека проявлять частную инициативу в изменении себя и окружающей его среды. Дай человеку много денег и вещей, отними у него свободу в изменении себя и окружающего мира, и он станет несчастным. Этого до сих пор не понимают, поскольку повсеместно существует оголтелая "диктатура большинства", при этом совершенно упускается из виду тот удивительно простой факт, что общество состоит исключительно из социальных меньшинств, и таким образом диктатура большинства - это абстрактный деструктивный механизм самоуничтожения, самоподавления людей, от которого никто не выигрывает и все только теряют.
Основные принципы и закономерности, связанные с понятием частной инициативы, очень просты:
*) Для государства, как и для любого внешнего по отношению к человеку мотиватора, нет никакого, ни малейшего способа создать частную инициативу. Такого способа нет даже теоретически. Человека можно заставить что-то делать. Можно даже убедить его в том, что он делает то, что хочет, но ни обман, ни самообман, ни прямое насилие, ни насилие с помощью догматической веры - ничто не способно обмануть простой закон природы, который состоит в том, что насыщенность жизни является высокой только тогда, когда человек в самом деле делает именно то, что он хочет. Этот закон природы настолько универсален, что если ты чувствуешь, что твоя удовлетворенность жизнью недостаточно высока, это абсолютно точно означает, что ты делаешь совсем не то, что хочешь, даже если ты убежден в обратном. Низкая насыщенность жизни доказывает, что твоя жизнь строится на самообмане, что ты заставляешь себя делать не то, что тебе хочется. Частная инициатива является уникальным ресурсом непревзойденной важности. Она спонтанно проявляется в людях, как только им предоставляется свобода, и растет довольно медленно. Этот ресурс ни купить, ни имитировать. Можно только позволить людям жить настолько свободно, чтобы в них эта насыщенность жизни постепенно росла.
*) Все, что может государство сделать для того, чтобы индекс удовлетворенности рос и оставался высоким, это стараться максимально не мешать развитию частной инициативы. Не мешать по мере возможного - главнейший принцип. Остальное люди сделают сами в силу свойственных им движущих сил.
*) Государство может, разумеется, стимулировать те или иные направления развития частной инициативы. Стимулировать можно только то, что есть. Направить куда-то струю воды нельзя, если воды нет. Стимулирование должно осуществляться на основе взаимовыгодного сотрудничества.
*) Любой запрет, любое, даже мелкое ограничение неизбежно приводит к уменьшению частной инициативы в том случае, если его необходимость и взаимовыгодность не осознается ясно людьми. Огромная масса ограничений необходима для нормального развития общества, для нормального сосуществования и взаимодействия различных социальных меньшинств и отдельных людей, но если я нудист, то я буду очень ценить наличие нудистского района в моем городе, что позволит мне спокойно относиться к тому, что будут районы и для тех, кто добровольно носит абайю. Если интересы социальных меньшинств защищаются, то они начинают защищать интересы друг друга.
*) Число необоснованных запретов должно стремиться к нулю. "Разрешено то, что не запрещено" - это правило должно неукоснительно соблюдаться, а всякое запрещение должно проходить сложную процедуру общественного утверждения. Таким образом, "оскорбление свободой" должно иметь бесконечно более низкий приоритет, чем право на свободу. Например, если кого-то оскорбляет то, что я хожу по улице голый, то это его проблема, а не моя, и именно он должен что-то сделать со своей моралью, а не я со своим желанием свободно ходить в таком виде, и государство должно в таком случае стоять на стороне того, кто проявляет свободу действий. Если же кто-то хочет курить в моем присутствии, то мои интересы важнее его, поскольку речь идет не мифическом "оскорблении морали", а о непосредственном ущербе моему здоровью. Мораль же - частное дело каждого, и она не может служить основой для запретов, а должна лишь оставаться твоим собственным, добровольным самоограничителем.

04) "Квалифицированное меньшинство" является важнейшим понятием в обществе, стремящемся к социальному прогрессу. Никогда нельзя забывать того простого факта, что так называемого "большинства" не существует вообще. Существует только сиюминутное большинство, большинство условное в рамках обсуждения текущего вопроса. Если 90% граждан религиозны, возникает соблазн говорить о "религиозном большинстве", но при этом теряется из виду то, что на самом-то деле это большинство состоит из многочисленных меньшинств, которые различаются между собой по многочисленным критериям. Одни молятся так-то, другие иначе, одни считают этот запрет важным, другие не очень и т.д. Человек, таким образом, может, конечно, считаться частью большинства по двум или трем критериям, но при этом он будет являться частью сотен меньшинств! В государстве, в котором интересами меньшинств пренебрегают, на самом деле не соблюдаются НИЧЬИ ИНТЕРЕСЫ вообще. Это удивительно простой факт. Диктатура большинства - это самоуничтожение, самовысекание, самораздавливание государства, поскольку частная инициатива в этих условиях умирает, а вслед за этим умирает и государство в целом, приводя своих граждан в состояние материальной разрухи и личного кризиса.
Что такое "квалифицированное меньшинство" (КМ)? Представим себе, что во дворе дома есть свободная площадка, и несколько жителей этого дома приходят к выводу, что на ней необходимо посадить несколько деревьев. В целом проект высадки деревьев не вызывает возражений со стороны городской власти, но остается вопрос - хотят ли другие жители этого дома сажать тут деревья, или они хотят сделать что-то другое? По умолчанию каждый житель дома, кто не проголосовал "за" высадку деревьев, считается проголосовавшим против. Допустим также, что в городском уставе есть правило, согласно которому для решения вопросов о благоустройстве дворов квалифицированым меньшинством является 20% жителей дома. Это означает, что если 20% жителей проголосуют за этот проект, то он принимается к исполнению в рамках имеющегося бюджета или за счет голосующих. При этом действует другое правило, согласно которому в вопросе благоустройства дворов процент территории, отводимой под выполнение плана меньшинства, не может превышать процента проголосовавших. То есть если 20% жителей дома проголосуют за высадку деревьев, они автоматически, по закону получают право сделать это на территории, равной 20% от всей территории двора.
Может показаться, что будет крайне затруднительно создать огромное количество правил, определяющих а) размер квалифицированного меньшинства в данном вопросе, б) соответствующий объем для реализации этой инициативы, в) определение тем или иным способом круга людей, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу, от числа которых и берется процент. Но это не так. Современные технологии позволяют очень легко структурировать эти правила. Если, к примеру, сегодня ты захотел с группой горожан сделать нудистский пляж на городской речке, то для тебя не составит труда за пару минут найти соответствующий регламент и воспользоваться им. Создание нормативных документов может идти как на опережение частной инициативы (чиновники сидят и вырабатывают регламенты для разных ситуаций), так и следовать за ней. Проблема не в количестве правил, а в их отсутствии, что легко понять на примере правил дорожного движения. Они могут показаться чрезмерно сложными, и все же они бесконечно упрощают нашу жизнь.
Для того, чтобы интересы квалифицированных меньшинств соблюдались, необходимо сделать систему для голосований, при этом чем масштабнее могут быть последствия принятых решений, тем большим необходимо делать процент для создания квалифицированного меньшинства из круга вовлеченных лиц. Чисто технически эта проблема, как и многие другие, может решиться с помощью введения системы "мультифункционального коммуникативного пульта" (МКП) - см. далее.
Previous post Next post
Up