Почему я люблю и праздную Хануку? В чем было чудо Хануки? В военной победе над эллинами? В освобождении от чужеземного ига? В чуде светильника? А была ли война? А была ли победа? А было ли чудо? А как наши победили?
Я не милитарист и не буду праздновать военную победу над эллинами. Ведь миф не соответствует реальной истории. Маккавейские войны на самом деле были гражданской войной - одной из многих иудейских войн, которые воевали между собой сами евреи. Уважаемый
laplandian не согласен со мной и считает, что война была национально-освободительной. Пускай так. Маккавейские войны были гражданской войной евреев бородатых против евреев бритых, местечковых ретро-евреев против космополитических метро-евреев, таких как я. Обе стороны не щадили друг друга.
Миф о победе иудаизма бородатых ретро - на самом деле тоже не вся правда. Сразу после взятия Иерусалима и воцарения Маккавеев на троне Царя Давида, они тоже стали брить бороды, эллинские греческие имена. Публика считала Маккавеев узурпаторами и восставала против них до тех пор, пока не вмешались римляне и не взяли контроль за ситуацией. Кстати, римлян привели с собой Маккавеи. Бородатые не сдавались и поднимали восстание за восстанием. Кончилось это разрушением Иерусалима и потерей государственности. Последнее в ряду восстание лже-мессии Бар-Кохбы сопровождавшееся страшными зверствами с обеих сторон. Оно закончилось для еврейского народа катастрофой, сравнимой с Холокостом. Эту катастрофу оплакивают и поныне, больше 2.000 лет. Так чего праздновать мифы, которые меня не устраивают. Они не устраивают не только меня, но и раввинов, не пожелавших сохранить оригиналы Книг Маккавеев и не включивших их в иудейский канон. Раввины также постановили, что праздник вовсе не о победе.
Праздник Ханнука еще называется праздником света. В молодости я любил праздник за то, что взрослые давали деньги - традиционные ханукэ-гелт. В то время еще не принято было настаивать на своих гражданских правах и требовать у родителей денег. Папа вырезал из дерева четырехгранный волчок, написал на нем еврейские буквы Нун, Гимел, Куф и Шин. Шин был похож на русское Ш и я его запомнил раньше всех. Волчок этот назывался дрейдл и мы крутили его по очереди. Если выпадал Шин, значит выиграл. Буквы значили Нес (Чудо) Гадоль (Большое) Кара (Случилось) Шам (Там). Уже в Израиле я узнал, что там положено крутить дрейл с надписью ЧУДО БОЛЬШОЕ СЛУЧИЛОСЬ ЗДЕСЬ.
Чудо, о котором нам рассказывал папа, заключалось в том, что когда победоносные войска Маккавеев заняли Иерусалим, то в Храме не оказалось масла для богослужений, а лишь одна малая кадушка. И этой кадушки хватило на восемь дней, пока приготовили новое масло и зажгли светильник. Потому - праздник света. В праздник мы выставляем на окно светильник, в котором каждый день прибавляем по свечке. Чудо это не упоминалось ни в каких источниках, ни в написаной по следам событий первой Книге Маккавеев, написаной где-то после 120 г. до н.э. Нет ничего о чуде масляной кадушки и во Второй Книге Маккавеев. Иерусаалимский Талмуд сообщает, что Иерусалим был освещен во время празднований золотым светильником (Тр. Мишна Сукка 5:3). Нет ничего о чуде и в св воде ритуальных правил к праздникам Мегилат Таанит, написанной в первом веке н.э.). Первое упоминание о «чуде кадушки» лишь через 600 лет после событий да не в Земле Израиля, а в Вавилоне. Трактат Шабат (21b) Вавилонского Талмуда сообщает о чуде кадушки, да и то не прямо, а как бы между прочим. Спор между учеными рабби идет не о том, почему празднуют Хануку, а о том, по какому праву верующие произносят псалмы Халель, которые положено произносить лишь во время праздников, упоминаемых в Библии. И только там всплывает божье чудо, которое приравнивается к библейским чудесам. История о неиссякаемой кадушке была вероятно откуда-то позаимствована или же придумана по случаю. В иудаизме существует целый литературный жанр - мидраш. Когда не хватало аргументовв Библии, то раввины просто дописывали недостающий фрагмент, подтвердавший их взгляды. В Иерусалимском Талмуде о Хануке рассказывается куда проще. Мидраш Пскита Рабати (составленный где-то около 847 г. н.э.) отвечает на тот же вопрос проще «Почему читают псалмы Халель? А потому, что (там) сказано: Господь Бог дал нам свет» (Псалм 118:27).
Раввины до сих пор не могут простить Маккавеям их пренебрежение религией, но и отменить популярный праздник, введеный Маккавеями они тоже не смогли. Они измели идеологический контекст. Мол, не празднуем мы суетную военную победу, которую совершили, кстати, не Маккавеи, а евреи, которых вел сам Господь. Мы не милитаристы и празднуем Господне чудо масляной кадушки.
И все же я бросаю дрейдл и повторяю, нарушая раввинские постановления, что «великое чудо случилось здесь» если я в Стране Израиля или за его пределами. Потому, что действительно случилось великое чудо. Чудо Хануки в том, что тогда новое боролось со старым и никто не победил. Вместо этого создался удивительный симбиоз нового со старым, обновления с традицией, позволяющий использовать традицию для нашей жизни и по нашему усмотрению. Несмотря на все невзгоды, черед две тысячи лет, мы есть, мы живой народ и мы помним о Хануке, обеспечившей удивительное разнообразие, гибкость и современность еврейства. И это - истинное чудо.
Я желаю всем моим друзьям и читателям светлых праздников.
А гут йонтеф! А бисалэ мазл ун а бисалэ глик и нахэс".
Меня поправили, почему а бисалэ (немногожко удачи, счастья и удовлетворения. Пускай будет много - а сах!
Еще спасибо уважаемой
aylis за помощь в исправлении ошибок в тексте.