Когда-то в молодости я подхалтуривал семинарами по русистике, с группкой французов чуть младше меня, Мы читали русские тексты и смотрели фильмы. Материал я подбирал сам, и решил прочесть то, что не читал в школе. Так мы прочли Чернышевского. Однако, венцом короны стало чтение канона советского соцреализма. Понятия "канон" я еще не знал, потому мы читали безо всякого предубеждения, как литературу "Героя Золотой Зведы" Бабаевского, "Битву в пути" Галины Николаевой, Панферова, Гладкова, Кочетова, Серафимовича, Веру Панову. Александра Бека, Даниила Гранина.
Мы непредвзято смотрели советские фильмы 1930-50 гг., как смотрели голливудскую классику тех времен. "Кубанские казаки" и "Свинарка и пастух" с Владимиром Зельдиным в главной роли были первыми в моем списке. До того я их никогда не смотрел, а лишь слышал убийственную критику про лакировку, про борьбу хорошего с еще лучшим, про то, что там все не так, как в жизни. Оказалось, что все так, как в кино. "Фабрику грёз" придумали не в СССР. Везде было не так, как есть, а так, как должно быть. Там был реализм социалистический, здесь же, наоборот, реализм капиталистический продолжает диктовать постмодернистские дискурсы современной жизни.
Владимиру Зельдину на этой неделе исполняется 100 лет. и я снова почувствовал себя молодым пареньком в Гренобле, глядящим на мир широко открытыми глазами.