Модиано - Мегрэ ищущий, что хочет забыть в Холокосте

Oct 10, 2014 00:14



Сознательная еврейская общественность, особенно те, кого ночью разбуди, скажут наизусть список нобелевских лауреатов-евреев в обратном алфавитном порядке, так переживала, что нет евреев среди нобелевских лауреатов в этом году. Вот им "дали" Патрика Модиано - сына еврейского гангстера и пособника нацистских оккупантов. Я всего одну книгу Модиано читал еще в 1980-е Rue des Boutiques Obscures ("Улица темных лавок", смотрю сейчас по английски перевели как Missing person)
Про Модиано пишут - современный Пруст, а мне тогда показалось, что комиссар Мегрэ Сименона, утративший память о том, что с ним было во время Холокоста. С тех пор у меня появилось понимание, что важно не только то, что мы хотим помнить, но и то, что мы хотим забыть, а нам не дают.  Сименону, и вероятно, Мегрэ было, что надо забыть.
Это очень важный момент национального психо, выбрать что помнить, а что забыть.
Сильно зависит не только, что народ помнит, но и что хочет забыть. Французы предпочитают забыть, что объединение северной и южной франции было куда более кровавым, чем Великая революция. Да и революцию они помнят в терминах Эдит Пиаф поет "Ça Ira" среди народа, обступившего Версаль. Большинство русских предпочитают забыть гражданскую войну, куда более кровавую чем Первую мировую, да и пожалуй, сравнимую со второй. Хотя страх граданской войны глубоко засел в народах СССР, и предотвратил немало конфликтов. Хотя, имхо, то, что не поднялись против сталинщины - это результат этого страха Зато Вторую войну русские предпочитают помнить.
Большинство американцев помнит свою Гражданскую войну в весьма ограниченном голливудском варианте. Южная точка зрения не приветсвуется (особенно на послевоенную грабительскую Реконструкцию). Вторую мировую американцы помнят свою победу, но не помнят, что Гитлера победили русские. Зато хорошо помнят несуществующую победу в Холодной войне.
Большинство русских не хочет вспоминать Гулаг, большинство украинцев предпочитают забыть Голодомор, а вот большинству евреев не дают забыть Холокост, как бы не хотели. Люди, уцелевшие в Холокосте очень хотели забыть - мои родные и знакомые, которые пережили, то никогда не хотели об этом говорить. Отсюда и психология народов разная.
А Мондиано перечитаю, то напишу, если будет, что сказать

История, Евреи, Холокост, Память, Литература, Михаэль Дорфман, Патрик Модиано

Previous post Next post
Up