- У нас на Пурим двери не закрывались, - рассказал мой 95 летний папа Борис Дорфман.
Собственно Пурим у нас дома назывался пирим, как говорили наши деды прадеды. Дома у папиного дедушки Арна (Аарона) ставили большой стол с угощением. Наш прадедушка был уважаемым человеком в своем городке. Молодым он пришел из Килии и прижился среди ашкеназов
К празднику пекли большой кулич с изюмом. Так и называлось по-еврейски пирим-койлич. Дети, как и сегодня в Израиле, игрались и баловалось. Детей было много. У прадеда их было 12, важное число в еврейской истории. У каждого из них были свои дети. За столом читали мегилу - свиток Эстер. Достичь молитвенного благо... не получалось. Дверь не зкрывалась. С улицы заходили музыканты, артисты и просто гуляющие знакомые. Были в местечке цыгане-клезмеры. Их лидер Филипп играл на скрипке, а еще очень популярными были цимбалы. Клезмеры ведь не только евреи, а но в на просторах Восточной Европы это был жанр универсал ной народной музыки, где участвовали представители всех национальностей. Играли на свадьбах, праздниках да и похоронах тоже. Гости заказывали клейзмерам и еврейский фрейлехс, и украинского гопака, и польскую мазурку, и молдавскую дойну.
Закрывалась дверь за клезмерами, и приходили из артисты из еврейского самодеятельного театра, из еврейской школы или сионистской организации. На большой праздник особенно много удавалось собрать.
Нуждались все. Надо было и на школу... Учителем и директором там был беженец из Советской России по фамилии Слободской. Вторым учителем, а по совместительству еще и кантором в синагоге, и еще исполнителем великого множества других общинных обязанностей был многодетный еврей по фамилии Рыло. Деньги были нужны и на школу, и на зарплату учителям, и на взятки различным инспекторам, постоянно проверявшим частную еврейскую школу. Насчет кантора, то большинство носящих эту фамилию не имеют в предках синагогального кантора, которо по еврейски называли хазн (хазан) или спивак. Кантор по-еврейски означает менялу, и скорей всего нынешние Канторы, Канторовичи, Кантерманы и Канторенко получили свои фамилии от предков, занимавшихся деньгами, а не пением.
Тем временем молодежь уходила из-за стола и шла танцевать до рассвета. Это ведь не только сионисты (в городке их именовали палестинофилами) плясали всю ночь балканскую хору, а с утра шли трудится на поля. Многие из нас формируют понятие о еврейской жизни в городках и местечках формируются под влиянием нео-местечковой жизни начала 21 века, вроде современного Бней-Брака Кириас-Йовель или Монси. Однако там в течение столетия развивалась светская городская культура, которая без большого сожаления смотрела в прошлое, зато с оптимизмом в будущее.
В сам пуримский день весь городок в складчину устраивал общинный бал: танцы, лотереи, розыгрыши, спектакль, хозяйки жертвовали угощение... и потом опять были танцы... Папе тогда было 13-14 лет и никто не думал, что их ждет советская оккупация, Холокост, Шоковая доктрина и остальные ужасы «просвещенного» XX века.