Сейчас отослал статью для
«Восток-Запад», где цитирую влиятельного политического историка Майкла Мандельбаума о том, что переломной датой новейшей истории США было вовсе не 11 сентября 2001. Куда важней 15 сентября 2008. Тогда банкротство «Леман Брозерс» вдруг высветило факт, что вся американская модель свободно-рыночного капитализма, и вместе с нем вся мировая экономика стоят на глиняных ногах.
11 сентября 2001 запустило целый ряд процессов, показавших американцам неадекватность их представлений о себе - о своем универсализме, о своей демократичности, о своей толерантности. Америка ввязалась в ряд конфликтов на Ближнем Востоке, на которые в казне попросту нет денег.
Сегодня привлекают внимание мировых СМИ несколько сот демонстрантов в Городе, громко выступающих за и против исламского центра в Манхеттене. Не надо преувеличивать. Нью-Йорк это город, где большинство не родилось в Америке, а состоит из очень разных этнических групп. В любой точке мира это чревато постоянными конфликтами. В Нью-Йорке этого не случалось без малого 150 лет. Собственно, последний раз такие этнические беспорядки были в 1866. Их замечательно
показал Мартин Скорецезе в «Бандах Нью-Йорка».
Демонстрации вокруг центра громкие, но слабые. Если учесть, что в районе Большого Нью-Йорка свыше 200 мечетей, то могли бы спокойно вывести на улицы несколько сот тысяч мусульман в честь окончания Рамадана. А памятуя
«Марш миллиона черных мужчин» лидера Нации Ислама Луиса Фаркана (по разным оценкам от 400.000 до полутора-двух миллионов человек) то и больше.
Может так и мудрей. В конце концов, они правы - демонстранты несли транспарант «Ислам Манхэттене уже 400 лет». Я смотрел московские фотографии очень тихой и мирной, но тем
не менее впечатляющей мирной демонстрации спокойной мощи мусульманского сообщества Москвы в канун Идль-Фитр, Ураза-Байрам и понимал, что в Нью-Йорке это могло быть куда сильней. Да и противники мечети могли бы выставить куда больше людей.
11 сентября 2001 запустил процесс признания мусульман американским обществом. До того здесь предпочитали в глаза их не видеть, не считаться с их присутствием. А теперь не считаться уже больше нельзя. Сегодня происходит процесс, аналогичный тому, что было во времена Вьетнамской войны с выходцами с Дальнего Востока. Китайцев, корейцев, вьетнамцев, да и по старой памяти японцев, здесь многие ненавидели кне меньше, чем сейчас мусульман. Тоже ходили разговоры о «клаше цивилизаций», «бамбуковом занавесе», о защите от ценностей американской христианской цивилизации. Параноидальная публика призывала бойкотировать куклы-солдатики, за то, что их одежки шили в Тайване. А какая идиотская общественная истерика здесь разразилась, когда конкурс на проект мемориала павших во Вьетнаме выграла женщина-архитектор китайского происхождения.
Я пока не определил свою позицию по поводу исламского центра, на Прак, 51. Но если бы попал на демонстрациию, то был бы на стороне сочувствующих центру. Они заслуживают поддержки потому, что они - слабая сторона. Они безусловно имеют право строить на своей земле все, что считают нужным. Мудро ли строить сейчас - покажет будущее. Потому, что мудро все, что помогает процессу адаптации мусульманской Америки и вредно и глупо все, что мешает этому процессу. И угадать что правильно - это часть таланта лидера. Я - частное лицо и мне, слава Богу, не надо этим заниматься.
Я был в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, видел все, что происходило, вместе с ипуганной толпой уходил из Манхэттена, а вернувшись домой, ночью описал увиденное. Если интересно. Его тогда напечатали многие СМИ.
Вот здесь.