Забытые подвиги чеченских солдат в Великой Отечественной Войне

Apr 23, 2015 09:50



На фото: Али Мусаев
Старший брат моего дедушки, Мусаев Али Итаевич 5 января 1943 года ушел на фронт добровольцем и не вернулся больше домой.  На тот момент ему было всего  17 лет, но так как в те годы в горных и предгорных селах ЧИАССР было мало грамотных людей, он уже работал школьным учителем в селе Янди Ачхой-Мартановского района. Когда на фронт добровольцами уходили его старшие двоюродные братья и односельчане, он прибавил себе лишний год и тоже отправился вместе с ними.  На протяжении всего 1943 года он регулярно писал домой письма, последнее письмо от него пришло накануне наступления Красной Армии на Керчь.  Позже родным пришло письмо, что их сын погиб в боях за Керчь и им была назначена пенсия в связи потерей кормильца. Никакой другой информации  его боевых подвигов  или обстоятельствах гибели у родных не было, да и не до этого было в годы сталинской депортации вайнахского народа.


В 60-ые годы после возвращения из депортации мой дедушка Мусаев Ваха пытался узнать судьбу своего старшего брата. Единственное, что ему тогда удалось узнать - это дата смерти и место захоронения  гвардии сержанта Мусаева Али.  Оказалось, что он скончался от ран  12 мая 1945 (спустя уже три дня после Победы) в госпитале и похоронен в Австрии. Такой письменный ответ пришел моему дедушке от тогдашнего военного комиссариата.

Я неоднократно пытался найти какую-то информацию о его фронтовом пути, так как нам дорого участие каждого представителя нашего народа в Великой Отечественной войне. Мусаев Али ушел на фронт,  добровольцем прибавив себе лишний год, будучи старшим в семье и работая на тот момент учителем в сельской школе. Его отца, моего прадедушку расстреляли в период массовых репрессий против  духовенства и интеллигенции в 30-ые годы. Но, несмотря на все это он ушел на фронт по своей инициативе. И, несмотря на последовавшую позже депортацию  его народа, он трижды после ранений возвращался из госпиталя на фронт и показывал пример храбрости и доблести своим фронтовым товарищам.  Но это все мы узнали только сейчас, спустя 70 лет после его гибели.

В честь 70-летия Победы сейчас многие документы оказались доступны на созданных Министерством обороны РФ ресурсах в сети Интернет. Читая ленту своих друзей в социальных сетях, я случайно узнал о ресурсе podvignaroda.ru. И благодаря ему мне удалось проследить боевой путь гвардии сержанта Мусаева Али Итаевича, который послужит достойным примером для нынешнего подрастающего поколения.

Но найдя наградные листы и приказы о медалях и орденах Мусаева Али,  возникает немалое количество вопросов, на которые сложно найти ответы.

Так, в наградном листе от 6 мая 1944 года за вручение ему ордена Слава III степени выступили и командир 1135 Стрелкового Сальского полка подполковник  Сцепуро, и командир 339 стрелковой Таманской Краснознаменной дивизии,  Герой Советского Союза гвардии полковник Василенко (впоследствии дослужился до звания генерал-лейтенанта и неоднократно бывал в Чечне в советские годы).  В наградном листе отмечается, что Мусаев Али ранее не имел никаких наград и ранений. В описании подвига отмечается, что в боях по освобождению Крыма 11 апреля 1944 года при овладении  совхозом Мариенталь,  сержант Мусаев Али Итаевич  командуя  своим отделением,  первым ворвался в расположение врагов, показывая «всему батальону пример беспредельной самоотверженности»  содействовал наступлению всего батальона. В результате атаки его отделением уничтожено 10 гитлеровцев, захвачено 10 автоматов и 1 ручной пулемет, взято в плен 3 гитлеровца. И 15 мая командир отделения 8 стрелковой роты 1135 стрелкового Сальского полка сержант  Мусаев Али Итаевич был награжден орденом Слава III степени за этот подвиг. На тот момент он уже второй год был на фронте и дослужился до сержанта, командовал отделением. И ему уже исполнилось действительно 18 лет, хотя по документам уже и 19.

Следующее представление к награде датируется 18 августом 1944 года (прошло всего 3 месяца с момента прошлого награждения). Там уже отмечается о его ранениях и в наступлении на город Керчь 5 декабря 1943 года, и в боях за Севастополь 23 апреля 1944 года (через 12 дней после его подвига, описанного в первом наградном  листе к ордену Слава III степени). Оба ранения он получил, будучи  в 1135 стрелковом полку 339 стрелковой Таманской краснознаменной дивизии. После ранения 23 апреля 1944 года он попал в госпиталь, а уже оттуда через 2 месяца  в 200 запасный стрелковый полк  3 Украинского фронта.  Поэтому представление подписано командиром  этого полка, полковником Такуновым. Рядовой Мусаев Али Итаевич представляется к высшей солдатской медали «За отвагу».

Это всего через 2 месяца после выхода из госпиталя и попадания в новую воинскую часть. За подвиг совершенный 11 апреля 1944 года он был представлен к ордену Слава III,  а 23 апреля он уже получил ранения и попал в госпиталь. Через 2 месяца (22 июня 1944 года) он после госпиталя попадает в новую воинскую часть и еще через 2 месяца, 18 августа представляется к новой награде. При этом в другом звании, в наградном листе он фигурирует как рядовой солдат, не имевший наград. 7 октября 1944 года он получает эту награду как курсант  учебного батальона 200 стрелкового полка 3 Украинского фронта.  Но и об этой своей награде ему не суждено было узнать. Он опять попадает в другую часть после ранения и госпиталя.

Следующий наградной лист датируется 23 февраля 1945 года и подписан командиром 263 гвардейского стрелкового полка гвардии подполковником  Денисенко. Из него мы узнаем, что 20 августа 1944 года гвардии сержант Мусаев Али имел очередное ранение и на момент представления к ордену Отечественная война II степени в феврале 1945 года «не имел иных наград». О полученных за год до этого наградах ни сам Мусаев Али, ни его фронтовое руководство не имело представление.



В наградном  листе отмечается, что с 19 по 20 февраля 1945 года полк производил разведку боем в районе западнее Шаторка (Венгрия) с задачей захвата пленного.

«Тов. Мусаев находился старшим группы по захвату пленного, после короткой артподготовки тов.Мусаев одним из первых ворвался в расположение противника и огнем своего автомата уничтожил 12 немецких солдат, спешивших на помощь атакованным нашей группой немцам. Кроме того, т.Мусаев гранатой подавил пулеметную точку противника с ее расчетом» - отмечено в наградном листе. За этот подвиг автоматчика 263 гвардейского стрелкового полка сержанта Мусаева Али Итаевича представляют к ордену Отечественная война II степени, но ему в очередной раз дают орден Слава III степени (который он уже получал годом ранее в битве за Крым). И каждый раз в новом представлении к награде отмечалось, что иных наград он не имел. Вместо положенных как минимум орденов Слава III и II степени, он получал официально 2 ордена Слава III. А после получения нескольких ранений и первого ордена Слава III степени, он с госпиталя вернулся на фронт уже рядовым курсантом и сразу через 2 месяца был представлен к очередной награде, к медали «За отвагу».

Гвардии сержант Мусаев Али Итаевич в составе своей воинской части после взятия Венгрии продолжил боевой путь через Румынию и завершил его в Австрии, где он скончался от ран в госпитале 12 мая 1945 года и похоронен в Волькерсдорфе.

В поисках информации о командирах и сослуживцах Мусаева Али Итаевича, мы нашли наградной лист разведчика Лазарева Василия Ивановича, который участвовал  в вышеназванной операции по захвату пленного. За месяц до этой спецоперации  он получал орден Слава II степени, но за участие в этой операции по захвату пленного и уничтожение пулеметного расчета с тремя гитлеровцами он был повторно представлен к ордену Слава I степени и получил его, став тем самым полным кавалером ордена Слава. Отметим, что полных кавалеров ордена Слава в годы ВОВ было меньше обладателей золотой звезды Героя СССР.

Когда я поделился полученными новостями со своим дедушкой, его глаза были полны слез.

«Ты как будто вернул мне его живым! Всю жизнь надеялся найти хоть какую-то информацию о нем, но ни одна из попыток не увенчалась успехом» - повторяет сейчас дедушка. Чтобы хоть как-то оставить своего пропавшего старшего брата в памяти последующих поколений, дедушка дал его имя одному из 8 своих  сыновей (моему отцу). Приятно, что сегодня благодаря обнародованию этих  данных об участниках Великой Отечественной войны, сотни и тысячи людей, как и наша семья, узнают о подвигах своих славных предков. И это бесценно.

А мы с дедушкой сейчас собираемся найти и посетить могилу забытого героя Великой Отечественной войны, гвардии сержанта Мусаева Али в городе Волькерсдорф-им-Вайнфиртель.

Ражап Мусаев
http://chechnyatoday.com/content/view/284650

чеченцы, Германия, Чечня, СССР, ВОВ, война, А.Мусаев, память, история

Previous post Next post
Up