Оригинал взят у
starflint в
ДЕТИ РАЗНЫХ НАРОДОВ Заглавие, наверное, не самое сногсшибательное, пожалуй, не самое интригующее, но чрезвычайно актуальное. Это станет понятно всем, кто дочитает эту статью до конца. Речь пойдёт о национальной политике, пускай даже на региональном уровне. Для нашей области это тем более приемлемое заглавие, если учесть, что у нас проживают представители более 70 национальностей. Свои диаспоры имеют армяне и азербайджанцы, узбеки и туркмены, недавно появилось украинское землячество.
Для России вопрос национальной политики имеет стратегически важное значение. Здравомыслие подсказывает: нельзя позволить дестабилизировать складывавшиеся не одно десятилетие добрососедские отношения в такой огромной стране, на одном краю засыпают, когда на другом уже идут на работу, и перевести отдельные бытовые конфликты (к сожалению, имевшие место быть в некоторых субъектах ) в националистическую плоскость.
Можно рассусоливать долго и нудно: что делать для объединения всех в один сплочённый, дружный народ, в одну могучую семью, если кто-то верит в Аллаха, кто-то в Будду, а большинство в Христа, как найти точки соприкосновения для предотвращения негативных проявлений недопонимания и неприязни?
Нужно подходить к этой проблеме с государственной точки зрения. Без предубеждений. И без высокодержавного шовинизма, без фанаберии.
И со всеми «как» да «зачем» можно разобраться спокойно, если учитывать, что в основу стратегии национальной политики положены всего три позиции:
- сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;
- обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;
- поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.
В Рязанской области, к слову сказать, был разработан и принят к осуществлению комплексный план мероприятий по реализации стратегии государственной национальной политики, рассчитанный на два ближайших года. При Губернаторе региона существует и функционирует Совет по гармонизации межэтнических отношений. Звучит довольно сухо на бюрократическом языке, но суть именно в том и состоит, что все - христиане, мусульмане, буддисты, иудеи, католики и лютеране, - должны и, главное, могут жить в мире и согласии, то есть, в гармонии.
Для укрепления единства российского народа на территории нашего региона, для достижения межнационального мира и согласия под эгидой специального министерства будут объединены усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Такая вот пространная преамбула. Но я не виноват, если речь идёт о деле государственного значения.
У нас ежегодно проводятся фестивали, на которых встречаются представители разных национальностей. В прошлом году, например, во Дворце молодёжи студенты участвовали в акции «Молодёжь против экстремизма». Это серьёзно. Культурно-просветительские мероприятия привлекают к себе не меньше внимание, хотя их участники просто танцуют и поют, не делая политических заявлений. Но называются они не менее впечатляюще и многозначительнее: «Мы разные, мы вместе», «Мы - народ России»… Хорошие названия, это бесспорно.
Внутренний голос, который, оказывается, у меня тоже имеется, подсказывает, что эти названия объединяет нечто значительное, нечто глобальное. И я вспомнил, что в мае 2013, когда отмечалась 68-я годовщина Великой Победы, в Рязани прошёл круглый стол, называвшийся «Мы победили, потому что были вместе». Да, история безошибочно всё расставляет по своим местам и акцентирует внимание на тех фактах, которые именуются неоспоримыми.
Когда из радиорепродукторов разнеслись ставшие чуть ли не моментально всемирно известными слова «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», тут стало всем ясно - и в чумах, и в хатах, и в ярангах, и в избах, и в саклях: Родина - одна на всех, Родина-Мать зовёт своих сыновей и дочерей на защиту Отечества.
В годы тяжелейших испытаний, в годы напряжённейшей борьбы - не на жизнь, а на смерть, - борьбы с чудовищным порождением Преисподней, с кровожадными извергами рода человеческого, наверное, выкристаллизовывается то, что именуется «дружбой народов», и связь народов трудно переоценить. Например, любимая русскими песня "Темная ночь" была написана в Ташкенте. А уже на следующий день после начала войны на всех передовых линиях звучал неподражаемый голос уроженца Украины Марка Бернеса - великого одессита.
15 республик - 15 сестёр не пожалели для Победы ничего.
Рязанская область предоставила человеческие ресурсы - воинов: около 70 тысяч рязанцев за боевые подвиги были награждены орденами и медалями, наша родная земля дала более 300 Героев Советского Союза, 67 полных кавалеров Ордена Славы. Всего за годы войны было призвано из Рязанской области более 300 тыс. человек.
На сайте Международной военно-исторической ассоциации Рязань называют не иначе, как Городом-Героем, Рязань стала столицей формирования Польских и Румынских воинских соединений, Рязанское пехотное военное училище подготовило за годы войны 7000 офицеров для Красной Армии и 1400 - для Польской, Румынской и Чехословацкой. Общеизвестные факты. По крайней мере, мне так кажется. Ну, казалось до некоторых пор. Теперь, я почему-то думаю, что этого-то как раз и мало, недостаточно.
А почему? А потому, что сколько я не старался, но в интернете не нашёл ни одного упоминания о том, представители каких национальностей вошли в список рязанцев-героев. Когда идёшь по площади Победы, можно обнаружить их имена. Но это если приглядываться и читать. Все же бегают, спешат, торопятся, несутся сломя голову куда-то… В МакДоналдся за биг-тейсти…
Дети разных народов, не щадя себя, отстояли наше право бегать и спешить куда-то по каким-то неотложным делам, радоваться жизни и заокеанским фаствудовским гадостям. Но факт: титульная нация позволяет себе вольности в отношение всех прочих, лишь процеживая сквозь зубы - «Понаехали». Отсюда и возникают иногда недопонимание и неприятие. Так я думаю.
А ещё я думаю, что на примере Украины сейчас мы можем убедиться в том, что вольности в национальной политике недопустимы… И наказуемы!
Владимир Белов