(no subject)

Jun 29, 2011 23:13

Про Чеченское государсво

Каждое общество (народ) проходит государственное строительство. Некоторым везет больше других, и они строят свое государство постепенно, привыкая к тем ограничениям, которые налагает совместное существование большой массы людей. Люди нуждаются в самоорганизации, для достижения больших целей. Объединение облегчает жизнь, но ограничивает свободу. В этом заключается противоречие государства (социальной организации).

Исследователи, особенно чеченские, говоря про чеченскую государственность, очень любят лезть в дебри истории; и рассказывать про шумеров и хурритов, дальше идут средневековые аланы, государсво Сим сим, разгромленное Тимуром. Они конечно отдают себе отчет (в любом случае большинство), какое влияние эти образования оказали на чеченский народ, но это замалчивается. Чеченский народ весьма молод, он появился после того как Тимур, в конце 14в разорил Северный Кавказ, чем сослужил хорошую службу для Российского государства. И если у тех чеченцев, что выжили после его нашествия и был опыт жизни в организованном обществе, то у тех кто следовал за ними о прежнем общественном устройстве могло быть только смутное представление. Так в чеченском общественном устройстве не осталось никаких следов государственного устройства, и за прежними хозяевами жизни, а государство таких непременно порождает, не осталось ни каких прав. А рядовые члены общества обрели всякие свободы.

Но чеченцы все таки появились, и жили себе свободной жизнью, и жили бы дальше если бы не государство Российское которое стало катализатором социального объединения чеченцев. Когда пришла беда люди осознали свое родство, и скрепя зубы стали объединяться.

И так, чеченский народ появился после нашествия Тимура, а то, что было до нашествия вернее будет называть древними чеченцами. У древних чеченцев, конечно же, была своя государственность. Северный Кавказ в своем социальном развитии до монголов не уступал Восточной Европе, а может где-то и опережал.

Единственным, доступным на сегодняшний день, источником по древнечеченским социальным образованиям является чеченский язык. Самоназвание чеченцев - Нохчи. Самую хорошую, на мой взгляд, этимологию этому слову дал Р. Арсанукаев, в своей работе "Вайнахи и аланы". Он определил, что изначально этноним звучал как нахчуо, и разделив  его на составляющие получил Нах чуо - что значит житель страны людей (нах - люди, чуо - от че - страна, местность, нутро чего либо), и определил, что чеченские тейпы носят названия образованные подобным образом: гуной, шотой и т д.(подробнее см в указанной работе). Для обоснования своей этимологии, он ищет антипод к слову "Чуо", что обозначает - живущего внутри; и приходит к выводу, что этноним Нах чуо появился в противовес степнякам, которые живут "арахь" (от арие)снаружи, или на равнине. С последним утверждением я не соглашусь. Так как, в чеченском языке есть  "аруой"  и они точно не жители равнин. Это Ламарой - горцы. Ламаро (ламаруо) тоже состоит из двух слов Лам - гора и  Аруо - живущий снаружи (от аре)

Ламаро и нахчо - это антагонисты. В советские времена слово Ламарой не использовалось в литературной речи - как уничижительное - это было обозначение отсталых горцев, которых противопоставляли более культурным Нахчой. Надо оговориться, что тут имеется ввиду не чеченская культура - Оьздангал, Г1иллакх, а культура быта; быт в более плохих социальных условиях значительно проще, и люди бывают не такими привередливыми. В литературную речь вместо ламарой ввели другое обозначение - Ламанхой. Это толерантное обозначение горцев.

Как видно из выше сказанного, этноним Нахчуо возник не как противовес степнякам, потому как обозначение "аруой" - те кто снаружи - получили горцы, которые явно живут не в равнине, что, в свою очередь, является свидетельством наличия в Плоскостной Чечне государственного объединения, в которое горцы - "Ламаруой" - не входили. Так же, к  этому самому объединению нужно отнести и восточно-чеченский тукхам - Нохчмахкахой. Который обязан своим именем названию Нахчуой Мохк. Мохк - страна, владение, территория. В современном чеченском языке государство обозначают словом "паччахьалкх". Это заимствование, по всей видимости появилось в конце 17 - в начале 18 вв, во время усиления иранского влияния; исконно чеченское мохк, обозначает территорию, которой кто-то владеет - владение. Кроме того, в древности использовался еще один термин, для обозначения территории - йист. Йист - это значит край. Он сохранился в названиях - Малхйист и М1айста (Ма1айист);  есть еще Теркйист, но это значит побережье Терека. Так как, край может быть, только, у государственного образования (только в том случае, если за край права не заходят), это служит, еще одним доводом в пользу существования древне-чеченского государства. Но, так как, последний довод противоречит, моему объяснению термина Ламарой, я склонен считать, что названия Малхйист и Ма1айист появились не в тот период, что  Нахчой и Ламарой и отражают другую политическую реальность.

Теперь вернемся, к собственно чеченской государственности. От древне-чеченского, что очевидно, у чеченцев сохранились только этноним Нахчой, и обозначение князей - Элий (или Али). Эли могли пережить нашествие, но права свои они явно потеряли. За ними, могло, номинально, сохраниться лидерство, но как свидетельствуют источники, к 18в, когда народо-население значительно увеличилось, и благосостояние людей выросло, народ стал ими тяготиться и они исчезли. Однако большой массе людей нужна социальная организация, и потому люди стали приглашать к себе  княжьих отпрысков соседних народов; для управления, с более ограниченными правами. К середине 18 в чеченской среде появился механизм выдвижения своих лидеров и чеченский народ окончательно расстался с князьями и стал выбирать старшин - Юьртан дай - Отцы/Хозяева села.

В дальнейшем развитии чеченского общества главную роль стало играть Российское государство. Свои интерес  на Северном Кавказе русские правители увидели, еще, в 16в. В ходе победоносных войн с Турцией и Ираном в конце 18, в начале 19вв Российская империя стала ведущим игроком в Северном Кавказе; и интересы местного населения пришли в столкновение с интересами империи. До начала серьезного противостояния с Россией чеченцы представляли собой разрозненный конгломерат обществ. Столкновение с Россией привело к усложнению структуры организации чеченского общества. В первый раз чеченцы (некоторая часть) объединились вокруг шейха Мансура, для борьбы с Россией. Следующим лидером, который изменил общество, стал Бейбулат Таймиев. И эпилогом их деятельности стало возникновение первого государственного объединения, в котором чеченцы были ядром - Имамат. Это было государство, возникшее в результате постепенного развития чеченского общества, это был результат общественного договора чеченского народа. Чеченцы согласились терпеть это социальное образование, ради достижения общей цели (большая часть населения) - оборона от натиска России. Имамат держался в течении 25 лет, и он, в какой то мере, подготовил чеченцев к российской власти. Война в течении 25 лет изнурила чеченский народ, и чеченцам пришлось смириться и войти в состав России. Однако власть Российского государства, установленная силой являлась легитимной для чеченцев только при наличии этой силы. Свидетельством чего, является последние 150 лет нашей истории.

люди и государство, Нахчой, Политика, Даймохк

Previous post Next post
Up