Портик (
лат. porticus) - выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком. Портики были широко распространены в античную эпоху (известны с периода архаики в храмах Древней Греции), когда часто сооружались также отдельно стоящие портики. Особое значение портики получил также и в европейской архитектуре нового времени (преимущественно в классицизме 18, 1-й трети XIX вв.). В зодчестве XIX-XX вв. роль колонн в портиках часто выполняют столбы
Розе́тка - круглый
декоративный и
архитектурный элемент, по форме представляющий собой стилизованную
ботаническую розетку. Розетка часто использовалась в
античной архитектуре. В
Древней Греции розетками украшались погребальные стелы. Позднее розетка была воспринята
романским стилем и
Ренессансом и распространилась в
Средней Азии и даже в
Индии.
Розетки часто комбинируются с другими декоративными элементами - геометрическими, спиральными и в виде листьев.
Пилон (от
греч. πυλών, буквально - ворота, вход):
- Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане - вытянутый прямоугольник). Пилоны сооружались по обеим сторонам узкого входа в древнеегипетский храм (известны с эпохи Среднего царства, около 2050 - около 1700 до н. э.).
- Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.
- Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и пр. (наиболее распространены в архитектуре классицизма)
Энтазис (греч. entasis - напряжение) - утолщение ствола(фуста)
колонны в средней его части (обычно на одну треть ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.
Фриз (
фр. frise) -
декоративная композиция в виде горизонтальной
полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть
архитектурного сооружения.
Мето́па (
греч. μετωπον - чело, в ед. ч., букв., пространство между глазами) - прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с
триглифами, образуют
фриз дорического ордера.
Метопы иногда украшались
рельефами, реже -
живописью. Первоначально (до развития каменной
архитектуры) в
Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.
Триглиф (греч. tríglyphos, от tri-, в сложных словах - три и glуphō - режу), в
архитектуре прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с двумя целыми, а по краям половинными желобками. Чередуясь с
метопами, Триглиф образуют
фриз в
дорическом ордере; обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Триглиф в камне изображают орнаментированные торцы балок перекрытия в деревянной архитектуре.
Фронтон (
фр. fronton, от
лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное)
фасада здания,
портика,
колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и
карнизом у основания.
Внутреннее поле фронтона называется Тимпан. Тимпаны часто украшаются
рельефами,
скульптурами или изображениями
гербов.
Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.
Архитектурный ордер - вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в
Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» - строй, порядок. Это название впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н. э.
Витрувий, автора трактата «Десять книг по архитектуре».
Различают пять классических ордеров:
дорический,
ионический и
коринфский возникли в
Древней Греции,
тосканский и
композитный - в
Древнем Риме.
Дорический ордер - один из
ордеров классической архитектуры. Разделяют греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности - римский с
мутулами и римский с зубцами (
дентикулами).
Возник в
VI веке до н. э. на землях
дорийцев. Встречается в первых сооружениях
Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный - во времена античности считался «мужским» ордером
Дорические колонны
каннелированы, причем, в отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках
классического периода - 20.
Капитель - верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из
эхина - круглой подушки криволинейного профиля и квадратной
абаки. Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом - выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях база устанавливается непосредственно на
стилобат.
Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа -
фасции. Небольшой полочкой, называемой
тения, архитрав отделяется от
фриза, поверхность которого представляет чередование
триглифов и
метоп (так называемый
триглифно-метопный фриз).
Карниз поддерживается мутулами, реже - дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы -
гутты.
Акротерион (
др.-греч. τό ἀκρωτήριον - верх, фронтон) - украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине
фронтона в форме вьющихся растений,
пальметт, скульптурных фигур и
волют.
В Древней Греции акротерионы обычно устанавливались на фронтонах храмов (храм
Афины на острове
Эгина, храм
Немезиды в
Аттике). В эпоху
Возрождения акротерионы стали более разнообразными и находят всевозможное применение как угольные украшения.
Кариатида -
статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки
антаблемента и, следовательно, заменявшая собой
колонну или
пилястру.
Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини
Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.
Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы
Пандросы, в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Витрувий передает легенду, согласно которой карийцы выступили на стороне персов против греков, и когда последние одержали победу, то истребили всех мужчин в Карии, а женщин угнали в рабство; с тех пор архитекторы изображают кариянок под ношей вечного искупления.В средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с
эпохи Возрождения. В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних -
атланты.
Пиля́стра (также пиля́стр,
итал. pilastro от
лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий, в отличие от
лопатки,
базу и
капитель. В плане чаще всего прямоугольный, однако в литературе пилястрами часто называются выступы как полукруглой формы (
полуколонны), так и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).
Пилястры широко применялись в
ордерной архитектуре, являясь как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены).
Пилястра часто повторяет части и пропорции
ордерной колонны, однако в отличие от неё, обычно лишена
энтазиса (утолщения ствола).
Лопа́тка (ли́зена) - вертикальный плоский выступ стены, не имеющий, в отличие от
пилястры, базы и
капители.
Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены)
Кори́нфский о́рдер - один из трёх греческих
архитектурных ордеров. Сложился во 2-й половине
V века до н. э. Представляет вариант
ионического ордера, более насыщенный декором. Отличается колокообразоной
капителью, покрытой стилизованными листями
аканта.
Целла, (
лат. cella). Первоначально маленькая (позднее и большая) комната для съестных припасов в римских жилых домах; также внутренняя часть
культовых зданий, особенно
храмов, в которой находились изображение
божеств; внутреннее
святилище.