Вчера выступала с докладом на Консультативном Совете при Московской Городской Думе по вопросу реализации ФЗ 83, перехода на новую систему финансирования образования и, как следствия, объединения столичных школ.
Выкладываю свою позицию по данному вопросу и текст выступления. Проблема глубокая и сложная. Главная ее сложность в разнообразии сложностей, возникающих в каждом конкретном случае. Надеюсь, однако, что подготовленный мною текст поможет сориентироваться в тех общих проблемах, которые стоят перед столичными школами сегодня.
Уважаемые члены Совета!
Уважаемые родители и педагоги!
Подушевое финансирование стало объективной предпосылкой к повсеместному объединению школ. Однако количество недовольных этим процессом родителей и учителей в Москве увеличивается с каждым днем. Такой процесс ставит под сомнение правильность выбранного идеологического пути в образовательной политике России.
Партия «ЯБЛОКО» с самого начала своего существования, несмотря на либеральную идеологию, в своих программных установках проводила четкую грань между образованием и образовательной услугой. Мы убеждены, что образование - не товар, а потому последовательно выступаем против коммерционализации бюджетных учреждений и принятия и на сегодняшний день реализации 83 закона.
Зная нашу позицию, многие родители и инициативные группы объединяемых школ обращаются в ЯБЛОКО с просьбой помочь осветить проблемы, с которыми они сталкиваются. Сделаю акцент на том, что каждый случай индивидуален и проблемы зачастую уникальны.
Если суммировать все эти обращения и выделить общие проблемы, то я бы остановилась на следующих.
1. Отсутствие информации. Родители узнают о планах по слиянию школы, в которой учится их ребенок, случайно… От других родителей, которым по секрету сказал директор, или от тех родителей, которые обладают инсайдерской информацией управления образованием. Родителей просто ставят перед фактом смены школы, даже не оповестив, не говоря уже о советовании. А между тем, родители имеют право выбора учебного заведения.
2. Участились случаи уничижения роли управляющих советов.
Объединение общеобразовательных школ различного уровня для повышения среднего качества образования рекомендовано Департаментом образования города Москвы и реализуется в соответствии с «Программой развития системы образования города Москвы» на 2012-2016 годы. В соответствии с этой программой объединять можно школы «аутсайдеры», находящиеся в непосредственной близости, и только при наличии положительных решений Управляющих Советов обеих школ.
Однако, к примеру, в случае с сливаемыми школами №1210 и 92 Департамент образования ссылается на полученные ими положительные решения Управляющих Советов, но умалчивает тот факт, что в школе № 1210 выборы Управляющего Совета осенью 2011 года прошли с серьезными нарушениями Положения об Управляющем Совете, в том числе с нарушением пропорций представительства педагогического состава, учеников и родителей, и он не может считаться органом, выражающим интересы родителей и учеников.
Таким образом, можно говорить об искусственно создающихся Управляющих Советах исключительно с целью одобрения планов департамента по объединению школ.
3. Давление и угрозы в адрес родителей. В связи с отсутствием полной официальной информации о планируемых процессах по объединению школ администрация уклоняется от диалога и применяет тактику запугивания педагогов и преподавателей, а также пытается оказывать давление на родителей, угрожая репрессиями для детей протестующих родителей.
4. Потеря статуса специализированной школы. Многие родители специализированных школ жалуются, что они готовы возить детей через пол-Москвы, чтобы ребенок обучался в конкретно выбранной школе с известным родителям педагогическим составом. Для поступления в конкретную школу ребенок проходил тестирование или другой экзамен, испытав сильный стресс. Однако в ходе объединения оказывается, что ребенок будет учиться совершенно в другой школе и, повторюсь, зачастую эти процессы происходят не то, чтобы без согласования, а даже без предоставления официальной информации.
5. Падение качества образования и воспитательного процесса.
Слияние сильной и слабой школы в результате не влечет за собой усиление двух школ, а, очевидно, ослабление той, которая обладала более высоким рейтингом. Благая цель - повышение качества образования, конечно, не вызывает возражений у родителей, тем не менее они считают, что комфортные условия обучения, привычные учителя и спокойная атмосфера не менее важны.
6. Возникновение конфликтов между учениками разных школ. Комментарии излишни. Проблемы лежат в поле школьной и детской и подростковой психологии и являются объективными.
Говоря о необходимости индивидуального подхода к каждому конкретному случаю, заострю внимание на абсурдах, происходящих сегодня в Москве. Объединяют совершенно разные школы. Иногда такое слияние больше напоминает анекдот, чем случай из жизни. В одну школу объединяют лингвистическую гимназию и логопедический детский сад, общеобразовательную школу и специализированное учреждение для детей инвалидов.
Но замечу еще такой аспект, что 83 закон является федеральным. И опыт других регионов, где образовательная политика исходит из идеологии данного закона, зачастую крайне плачевный. Плачевность его заключается в том количестве протестных движений и недовольных граждан, которое возникло по причине закрытия или слияния школ. Кемерово, Челябинск, Татарстан, Тюмень - далеко не полный список регионов, откуда в адрес ЯБЛОКА поступают письма с просьбой о помощи.
В глобальном мире и информационном обществе сложней становится убедить родителей в благих намерениях объединителей школ, так как они могут без труда найти в интернете историю одной из челябинских школ, здание которой в конечном итоге просто забрали.
Проблема объединения школ в Москве уже выходит на международный уровень. После моей небольшой заметки на сайте партии «ЯБЛОКО» о психологических проблемах, угрожающих детям из-за объединения школ, международная организация Change.org выпустила петицию, в которой призывает среди прочего немедленно остановить процедуру слияния и обеспечить выявление реального мнения родителей и трудового коллектива.
В своей петиции change.org останавливают внимание на конкретном случае слияния школы здоровья 987 и школы 949.
Ситуация в этом случае усугубляется еще и тем, что директор школы №949, к которой хотят присоединить школу здоровья, - депутат муниципального Собрания от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
В управлении образования родителям четко объяснил, что независимо от протеста, в здании 987 школы будет начальная, в 949 - средняя и старшая школа, а пристройка к школе 987, где сейчас мед. кабинеты и начальная школа, будет сдана в аренду. Как вы думаете под что? Ответим цитатой: «Если долго будете рыпаться, то здесь будет ПТУ, если недолго, то колледж».
Нынешний директор школы №949 уже дала указание, распродать медицинское оборудование. Сейчас толпами ходят посторонние медработники и смотрят оборудование, с целью дальнейшей покупки…
Мы убеждены, что только последовательные, подготовленные и широко обсуждаемые в обществе, с профессиональным сообществом, с политическими партиями действия в данной сфере позволят провести в ней необходимые изменения. При этом каждый случай должен рассматриваться индивидуально, а не по единому исключительно территориальному признаку. Как будто бы взяли карту Москвы, обвели кружком соседние школы, выпустив распоряжение, что сейчас вместо них будет одна. Укрупнение школ должно вестись в тесном взаимодействии и при активной обратной связи с родителями, тем более в условиях массовых протестных действий.