Современные технологии и креативные фантазии творческих людей позволяют по-новому увидеть наш любимый Петербург.
Театральный режиссер Семен Александровский объездил несколько европейских городов, вооружившись бинауральным микрофоном - развитым вариантом стереомикрофона, который записывает звук с искажением аналогичным тому, что происходит при проходе звука через человеческое ухо. Такие записи дают ощущение присутствия в звуковой картине. Собранный аудиоматериал превратился в петербургский спектакль-экскурсию «Другой город».
Зритель (ну или турист - это как вы себя ощущаете) выбирает маршрут, получает наушники и инструкцию - и отправляется в путь. В процессе променада петербургская набережная звучит как парижская, позванивают амстердамские велосипеды, разливаются перезвоны венецианских колоколен. Идешь, видишь Петербург, а слышишь совсем другой город - Венецию, Париж или Амстердам. И все настолько реально, что невольно оборачивается на звук велосипедных звонков.
«Другой город» в своем роде дискутирует с одним из самых известных в мире спектаклей-прогулок «Remote X» немецкой театральной компании Rimini Protokoll (своя версия спектакля есть в Москве и Петербурге). Там группой зрителей командует компьютерный голос несуществующего проводника.
Здесь в качестве проводника - карта, предлагающая в определенных местах с помощью QR-кодов сравнивать города.
Семен Александровский занимался поиском звуков, а вместо репетиций нахаживал километры с бинауральными микрофонами, записывающими звук объемно - как их слышал режиссер.
Конечно, создание пространства, в котором реальность становится театром и наоборот, - уже не новость. Но вот инвентаризации реальностей путем наложения одной на другую, кажется, еще не было. И в этой инвентаризации петербуржец превращается в туриста, а турист становится туристом в квадрате.
Звуки складываются в радиопьесу, идущую в реальных декорациях.
Можно физически ощутить всю относительность пространства: реальный географический город и другие городские звуки-молекулы. Это и есть Другой город - тот самый, что живет в качестве культурного мифа у нас в голове. Тот самый, которому мы даем имя реального, занимаясь поиском города-мечты.