При слове «технологии» вы, вероятно, представите какую-то современную вещь - утюг с парогенератором, седьмой айфон, российскую систему ПРО С-500 из недавних новостей, автономный жилой модуль из «Марсианина» - кому что ближе. Но сегодня технологии пробрались куда дальше. Они вышли за границу мира вещей, созданных для облегчения бытия простых людей, от домохозяек до военных, от детсадовцев до ученых. Изменив среду, технологии поменяли сознание. Теперь они- часть того, что всегда было сферой исключительно гуманитарной, субъективной и даже антитехнологичной: искусства.
Декларация нового явления - фестиваль Киберфест, крупнейший международный смотр высокотехнологичных арт-объектов. Приятная деталь - чтобы приобщиться, не нужно ехать в Силиконовую долину, Сингапур, Йокогаму или даже в Москву. Наоборот, это они едут к нам, в Петербург, вот уже десятый год подряд. Чем манит Кибермуза? Пройдемся немного по выставке.
На огромной видеопроекции бельгийского медиахудожника Коэна Тейса изображена «Смерть рок-металла» - постаревшие музыканты, «как обессилевшие герои проигранной битвы». Искусствоведы улавливают в манере Тейса преемственность с художниками золотого века голландской живописи (Рембрандт, Стен, Терборх, Вермеер и др).
Ирина Нахова, привезла в Петербург свою известную инсталляцию «Репетиция», которая дает возможность поразмышлять о вечном - жизни, смерти и бессмертии. В сюжете обыграна картина Мане «Мёртвый тореадор».
Вам кажется, что темы выставки несколько мрачноваты? Обратимся к другим работам.
Американская художница Сьюзан Клейнберг два года работала в реставрационной лаборатории Лувра с микроскопом и камерой и сняла фильм, в котором статуя Иштар, вавилонской богини любви и войны, представлена в виде фантастической планеты.
Итальянец Донато Пикколо в своей работе «Анахронизм» с юмором интерпретирует репродукции картин старых мастеров.
Франсеск Марти исследует в своих «Звуках мира» метод аудиовизуального семплирования, когда изображения и звуки реального мира - запечатленные и оцифрованные - нарезаются, смешиваются, обрабатываются и перемонтируются для производства новых аудиовизуальных материалов.
На этом месте вспоминается идея арт-объекта со звуками вселенной, которую предлагали установить на обзорной площадке «Лахта центра» участники конкурса «Архишанс». Все-таки интерес к неочевидным способам познать, услышать мир - богатый источник вдохновения.
Уильям Лейтам, британский медиахудожник, известный, например, видеоэффектами к рейвам и разработкой видеоигр. Сейчас - профессор компьютерного искусства (по нему уже дают ученые степени!) в Голдсмитском колледже. Сегодня Лейтам занимается разработкой виртуальных миров. Заглянуть в них можно на выставке, конечно через VR-очки.
На Киберфесте - более 100 работ от художников со всего мира. Тут робототехника, звуковое, видео и сетевое искусство. Помимо арт-объектов здесь можно поучиться - есть программа и известные лекторы.
А все-таки остается вопрос: почему «кибермуза» поселилась в Петербурге? Северная столица - город «имперский», аристократический, консервативный и осторожный. По крайней мере, таким многие видят его характер. Но если посмотреть на историю Петербурга - это вечный российский форпост нового. Так что тут самое место для развития инновационного и технологичного искусства.