АЛИ КАЯЕВ (ЗАМИР-АЛИ). ГОДЫ УЧЕБЫ

Mar 14, 2013 17:22

Автор Ильяс КАЯЕВ

Пожалуй, одним из необходимых условий реального национального возрождения является наличие достоверного исторического знания, формирующего национальное самосознание. Нашу же историю, при всей скудности исторического материала, мы умудряемся подчинить веяниям конъюнктуры, и сегодня, как и вчера, она все еще остается до предела мифологизированной, разве что лишена своей былой классовой сущности и активно «работает» на национализм. Одним из тех немногочисленных ученых, кто первым в Дагестане предпочел правду конъюнктуре, был Али Каяев, за что и пострадал. И сегодня именно в силу этой объективности его научного наследия сама личность ученого вызывает самые различные, порой противоположные оценки... Али Каяев (Аьли-кьади) вошел в дагестанскую историографию фундаментальными разработками во многих областях научного творчества: в истории, лексикографии, истории культуры, источниковедении, истории арабоязычной и тюркоязычной культуры, публицистике, фольклористике. Это был ученый-энциклопедист, пользовавшийся непререкаемым авторитетом в научном мире, фанатично преданный науке и творчеству, неутомимый собиратель памятников письменной культуры и фольклора. Свой многогранный талант он посвятил изучению истории и культуры дагестанских народов и оставил бесценное и богатое научное наследие. Каяев Али, сын Абдулгамида, родился в 1878 году в селении Гази-Кумух, Лакского округа, в семье узденя - оружейных дел мастера. Род Каяевых - один из коренных, древних родов Гази-Кумуха. Первое письменное упоминание о нем восходит к 1474 году и связано с обновлением мечети в гази-кумухском квартале Ханажи. Надпись на стене мечети сообщает: «Эта мечеть возобновлена с помощью общества при Али, сыне Кая, Атраке, сыне Исрафа и мастерами: Омаром, сыном Хатри, Ибрагимом, сыном Омара, в месяце раби уль улла 879 года». Приведенная в надписи дата - 879 года хиджры - соответствует 1474 году. Текст надписи дает нам право предположить, что Али, сын Кая, играл заметную роль в общественной жизни Гази-Кумуха. Письменная родословная Каяевых известна в 14-ти поколениях. Из других представителей этого рода можно упомянуть еще двоих: Абдурагима и Махди - активных участников антиколониального восстания 1877 года. Абдурагим погиб в возрасте 21 года во время штурма повстанцами кумухской крепости, а Махди был сослан в Россию за активное участие в восстании. Отец Али - Абдулгамид, был искусным мастером-оружейником, работал на отходе, преимущественно в Джарской и Закатальской областях. В 1884 году Абдулгамид погиб в схватке с местными грабителями. Али в год гибели отца исполнилось семь лет. Как и все его сверстники, учиться он начал в примечетском медресе у известного алима Гази Сеидгусейнова. Первый наставник Али был человеком широко образованным, прекрасно владел персидским, арабским, турецким и русским языками, вел переписку с известными алимами-арабистами своего времени. Свою службу в качестве переводчика и письмоводителя Вицхинского наибства Гази-Кумухского округа Дагестанской области совмещал с педагогической и научной деятельностью. Гази Сеидгусейнов обучал своих воспитанников как религиозным, так и светским научным дисциплинам. Видя необычайную одаренность Али, он настойчиво убеждал его не прерывать обучение и всеми средствами содействовал занятиям своего воспитанника. Уже в годы учебы у Сеидгусейнова Али выделялся среди сверстников целеустремленностью и тягой к знаниям. После окончания примечетского медресе в Кумухе Каяев совершенствует свои знания у различных дагестанских алимов. Нам удалось выявить только часть преподавателей-алимов, у которых учился Али Каяев. Это Халил из селения Тлярош, Джабраил из селения Хачада, Курбан-Алил Мухаммед из селения Шулани, Муртазали из селения Кудали, Ханттаттаев Мирза-Кади из Балхара, Шайх-Али, Махди-Мухаммед и Абдуразак из Согратля, Максуд из селения Мукар. Известно, что Али Каяев (Замир-Али) учился также в медресе в селениях Согратль, Ансалта и Параул, но имен его учителей определить не удалось. По свидетельству известного знатока арабоязычной культуры Нурмагомеда Гаджиевича Нурмагомедова, близко знавшего Каяева, большую роль в становлении будущего ученого сыграл Шайх-Али Согратлинский. От всей души полюбив своего ученика, он предоставил в его распоряжение свою богатую библиотеку, поддерживая интерес Али к научным изысканиям. В Согратле Каяев проучился около пяти лет. В годы учебы он интересуется мусульманским законодательством, историей, этнографией, астрономией. Обладая незаурядными природными данными, он почти в полсрока завершает традиционную в Дагестане 15-20-летнюю программу арабоязычного обучения. В 1899 году Али Каяев по заказу своего первого наставника Гусейнова снимает копию с известной хроники Мухаммеда-Тахира Карахского «Блеск дагестанских шашек в некоторых битвах Шамиля» и посылает ее в дар астраханскому алиму Абдурахману. Вскоре по его приглашению он выезжает в Астрахань, где работает в качестве преподавателя медресе и одновременно углубляет свои знания в востоковедении. О научной ценности труда двадцатилетнего Каяева свидетельствует тот факт, что его рукопись стала одной из трех копий, положенных в основу «Хроники Мухаммеда Тахира аль Карахи», вышедшей в 1941 году под редакций академика И. Ю. Крачковского.
Крачковский, исследуя различные рукописные варианты хроники, особо отмечает среди них рукопись Али Каяева: «Экспедиция Академии наук летом 1935 года вывезла из Астрахани вторую рукопись того же самого сочинения (шифр 3712)… (Речь идет о копии, снятой А. Каяевым. - И. К.). Рукопись была переписана в июле 1899 года. Ни переписчика, ни лица, заказавшего рукопись, до сих пор не удалось идентифицировать, хотя имена их полностью даны: оба они дагестанцы и газикумухцы. Поднесена же рукопись лицу известному - астраханскому ученому Абд ар-Рахману, сыну Абд ал-Ваххаба. О них упоминает Алкадари, автор «Асари Дагестана», говоря о своем пребывании в Астрахани при возвращении из ссылки в Спасске, Тамбовской губернии, в начале 80-х годов. Вновь открытая рукопись дает нам возможность определить отношение цензурного экземпляра к оригиналу автора. Благодаря ей подтверждаются высказанные предположения о включении сыном автора таких частей, как переписка Шамиля с Александром, и ряда мелких дополнений, доводящих события до смерти сына Шамиля, Гази-Мухаммада. Во вновь привезенной рукописи сочинение называется «Блеск горных мечей в некоторых газаватах Шамиля». Во всяком случае, благодаря исключительно счастливой находке второй рукописи, мы имеем возможность с полной уверенностью установить характер цензурных изменений… Нельзя не отметить попутно того обстоятельства, что наличие двух рукописей оказывается очень важным для выяснения некоторых вопросов арабской палеографии и сокращений, принятых в кавказских памятниках». В добавлении к пространной цитате из труда академика И. Ю. Крачковского в настоящее время можно идентифицировать и переписчика заказчика. Первым из них является Али Каяев, а вторым - учитель и наставник Каяева - Гази Сеидгусейнов.
В 1905 году А. Каяев из Астрахани уезжает в Каир с целью поступления в известный в исламском мире университет Аль-Азхар. Существуют две версии относительно пребывания Али Каяева в Каире. Согласно одной из них, А. Каяев не поступил в Аль-Азхар, так как университетская программа не удовлетворяла его запросов, и он в течение двух лет самостоятельно изучал труды выдающихся восточных ученых в университетской библиотеке и одновременно вел курс арабского языка в одном из приуниверситетских медресе. Согласно второй версии, он поступил в университет и, в кратчайший срок (за два года) усвоив всю программу, получил университетский диплом. По нашему мнению, вторая версия более близка к истине. Уже упомянутый выше Н. Г. Нурмагомедов в своих воспоминаниях сообщает: «Али, поступив в университет, обнаружил незаурядные способности и обширные познания в арабском языке и в других науках. В Аль-Азхаре в те годы получали образование студенты из различных мусульманских стран и регионов. Среди них первым по своему прилежанию и знаниям в различных науках был студент из Индии. Вторым, по тем же параметрам, признавали самого Али. После двух лет обучения он, экстерном сдав экзамены, получил диплом, и ему предложили вести курс арабского языка в университете...» Каяев пробыл в Египте сравнительно недолго, всего два года. Но эти годы оказались решающими в формировании его мировоззрений, расширении его кругозора, особенно в области общественно-политических взглядов. Дело в том, что конец XIX века являлся во многом переломным периодом в позиции исламских политических идей на Арабском Востоке. Выдвинутые в это время концепции, выработанные подходы к анализу исламского государства и права в значительной степени предопределили все последующее в развитии арабо-исламской политической и правовой мысли. Именно в этот период Каир становится центром исламского общественно-политического движения «Нахда ислама» («Возрождение ислама»). В отечественной и западноевропейской научной литературе данное движение именуется как Реформация ислама, но, на наш взгляд, это название совершенно не отражает глубинной сущности этого сложного и противоречивого по своей сути исламского движения.Идеологами «Нахды ислама» являются видные исламские интеллектуалы и общественные деятели: Джамал-ад-дин ал-Афгани (1838-1897), шейх Мухаммед Абдо (1849-1905) и Рашид Рида (1865-1935). Деятели «Нахды ислама» и их сторонники призывали мусульман к объединению и ориентации на современную цивилизацию, к развитию современных наук и техники, к борьбе с европейскими колонизаторами, атеизмом и материализмом. Так, например Мухаммед Абдо писал: «Изучение истории передовых наций показывает, что одним из основных факторов их прогресса и цивилизации явилось развитие наук… Затыкать уши и отворачиваться от науки можно было в эпоху варварства, а в настоящее время это недопустимо. Наука исследует природу, и к последней надо относиться с максимальным почтением, поскольку она является творением Аллаха». Джамал ад-дин ал-Афгани в сотрудничестве со своим учеником и соратником шейхом Мухаммедом Абдо в 1884 году создал исламскую организацию «Аль-урва ал-Вуска» и выпускал газету под тем же названием. Основными целями организации и газеты были: 1 - глубокое изучение ислама; 2 - разъяснение причин отсталости мусульман и поиск путей исправления ошибок прошлого с целью недопущения их в будущем; 3 - разоблачение заблуждений, суеверий, сомнений, приводящих мусульман к отчаянию и потере надежд; 4 - поиск путей к возрождению; 5 - отпор обвинениям и клевете на ислам и на мусульман со стороны реакционных сил Запада; 6 - организация и газета информируют мусульман о международной обстановке, чтобы они могли правильно ориентироваться в происходящих событиях и не попадали в паутину фальшивой антиисламской пропаганды; 7 - укрепление уз дружбы и взаимопонимания между исламскими народами, акцентируя внимание на общности их интересов и т. д. Вступающий в организацию приносил клятву, в которой были следующие пункты: «Буду верен своей клятве, данной организации; буду укреплять узы ислама всеми моими физическими, умственными и нравственными силами; буду совершенствовать свои знания и опыт в меру своих способностей и т. д.»
И неудивительно, что молодой ученый, прибывший в Каир, окунулся в атмосферу начавшегося движения, в котором принимали участие видные исламские интеллектуалы. Наиболее близко Али Каяев сошелся с известным представителем этого движения Рашидом Ридой, который работал главным редактором журнала «Аль Манар» («Маяк»). Рашид Рида привлек Каяева к сотрудничеству в журнале. Работа ученого в журнале, видимо, была весьма плодотворной, и в знак признательности Рашид Рида подарил Каяеву рукопись своего научного труда.

http //gazeta-nv.info/content/view/289/216/

Али Каяев

Previous post Next post
Up