Вопрос: Почему нам кажется, что вне нас существуют какие-то добрые и злые люди, дела?
Ответ: Таково наше внутреннее и внешнее восприятие действительности, поскольку всё, что внутри, рисуется нам добрым, своим, а всё, что снаружи - вредным, злым, чужим.
Вопрос: Как правило, человек, что бы он ни делал, всегда может себя оправдать. А как оправдать этих "негодяев", которых мы видим снаружи?
Ответ: А ты раскрой, что это - ты. Через понимание, размышление, а затем через исправление себя, с помощью окружающего общества, вплоть до того, что ты начинаешь воспринимать мир именно так.
Вопрос: Вы часто говорите о мире, как о части себя, но, в тоже время иногда говорите: "Они, они, они…". Что вы подразумеваете под "они"?
Ответ: Они - это мои мысли, свойства, чувства, которые воспринимаются мною, как существующие вне меня. То есть это мои мысли, но я с ними не согласен.
Вопрос: Вы относитесь к ним как к внешним факторам?
Ответ: Конечно! А как же?
Вопрос: В данном случае, какова ваша задача? Изменить эти свойства?
Ответ: Работая над собой, сделать так, чтобы эти свойства ощущались положительными, и тогда в этой мере они станут моими, в моем явном ощущении. А в той мере, в которой они не будут явно ощущаться моими, они будут казаться мне внешними.
Нахождение в духовном мире означает, что я чувствую и плохие, и хорошие свойства, и вообще весь мир существующим во мне, и в то же время - вне меня. Эта дуальность помогает мне быстрее исправиться и ощутить весь мир как мое личное внутреннее целое. Как десять сфирот моей души. И ничего нет кроме этой души, а всё, что я воспринимаю, это всё - ее части.
Вопрос: Как часто вы видите прогресс в своем изменении восприятия?
Ответ: Этот прогресс старт-стопный, импульсный, который можно сравнить с тигром перед прыжком: сначала он покачивается, а затем прыгает, потом снова покачивается и прыгает. И каждый раз при прыжке достигается постижение, включение в себя какой-то еще дополнительной, якобы бывшей внешней области.
Мы изучаем в каббале, что душа разделилась на внутренние и внешние части: Гальгальта Эйнаим - АХАП. Или на "корень-душа-тело" (шорэш-нэшама-гуф), которые человек ощущает в себе, и на "одеяния и строения", то есть строения и мир (левуш-эйхаль), ощущаемые им вне себя.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Мир, каким мы его не знаем"