Вопрос: Вы - личность с определенным характером. Как отличить, где в вас духовное, а где просто каприз вашего материального характера?
Ответ: Я думаю, это сливается вместе. Естественно, мне присущи вспыльчивость, раздражительность, нервозность. Но внешне это накладывает только какой-то "интерфейс" на реакцию, которая, несомненно, построена на духовном ви́дении. Так пишется и о каббалистах.
Мой учитель Рабаш умел сдерживать и скрывать свои эмоции. Я знал, что происходит, и, глядя на него, просто поражался, как он мог это делать! У него была огромная сила и умение подавлять свои внешние проявления - вспышки, которые буквально взрывались в нем.
Но он жил в другое время, в другом обществе. Его окружали чужаки, противники, не любившие его, каббалу, его учеников. Однако это были близкие ему люди, которые постоянно общались с ним. В общем, это проблема.
У меня другая проблема: я вспыхиваю, вытаскиваю всё из себя. Возможно, мне от этого потом как-то легче, хотя, конечно, я об этом очень сожалею. Мы все - люди, неважно, кто на каком уровне, но люди.
Рабаш внутренне очень много страдал, но его ученики ничего об этом не знали. А мне было запрещено говорить об этом, даже если я что-то и видел. В итоге, в конце своей жизни он заработал на этом несколько инфарктов и умер.
Конечно, мы могли бы все это предотвратить своим исправлением в течении многих лет, на протяжении которых он сдерживал себя. Но он никому ничего не говорил, не указывал ни на какие ошибки, только лишь мне.
Причем иногда указывал так, что я был бы счастлив в это мгновение навсегда исчезнуть из мира. Это было жуткое ощущение стыда, собственной ничтожности.
Он умел одним словом, даже каким-то жестом создать такое ощущение во мне. Конечно, это был не внешний, а внутренний жест, поскольку он был внутренне связан со мной и мог управлять мной, как угодно. Ужасно находиться рядом с человеком, который абсолютно точно знает тебя, контролирует все твои мысли, желания, побуждения. Ты сидишь рядом с ним, о чем-то думаешь, а он тебе может сказать: "Давай-ка лучше переключимся на что-то другое".
Лучше не знать об этом. Потому что, когда включаешься в общую работу с таким человеком, то это очень обязывает.
А с другой стороны, ты чувствуешь себя, как ребенок на руках у матери: голенький, тебе ни за что не стыдно, ты отдаешься ему и всё. И ты понимаешь, что он тобой не манипулирует, оставляет тебе полную свободу действий, и даже более того, видит, что ты делаешь ошибки, и переживает. А ты продолжаешь их делать, ведь без них ты ничему не научишься.
В общем, то, что переживает высший парцуф, т.е. учитель относительно ученика - это не передать.
В нашей мировой группе всё происходит намного проще. Это огромное сообщество, человечество, которое я ощущаю, принимаю в себя, и потому в нем все это смягчается, как-то нивелируется из-за огромного масштаба.
Из беседы "У меня зазвонил телефон. Учитель"