Вопрос: Есть такая психологическая установка, называется "синдром отложенной жизни". Это когда человек воспринимает свою жизнь как черновик или репетицию перед чем-то большим, значимым, которое потом наступит, как будто люди собираются жить вечно.
Говорится о некоем сенаторе. Человек пробуждается, и вдруг ему, сенатору, политику, становится незначимым престиж, политический успех. По-настоящему он хочет наслаждаться жизнью: позавтракать с другом, побыть в обществе жены, почитать книгу, журнал.
Что произошло? Ему диагностировали рак. Неужели только это может побудить человека вдруг очнуться и начать жить?
Ответ: Конечно! Несомненно! Когда точно ему обеспечен близкий конец, все остальное просто исчезает с горизонта, теряет свою важность. Всё.
Вопрос: То, что было самым важным в жизни, вдруг становится суетой? Вот такой страх должны нам ввести?
Ответ: Конечно! Точно! Это как Воланд говорил в "Мастере и Маргарите". Так что никуда не денешься.
Реплика: Вообще это не очень говорит о том, для чего нам дан разум, человеку разумному.
Ответ: Только для того, чтобы мы осознали, что мы на этом и живем. Как только четко нам известен конец, то всё, что кроме конца, нас уже больше интересовать не может.
Вопрос: И вдруг мы ищем настоящие ценности, зная, что конец вот он?
Ответ: А что мы можем найти, если конец?
Реплика: Этот сенатор нашел какие-то простые истины.
Ответ: Пойти выпить, закусить с товарищами и с женщиной, и так далее. Это всё происходит тоже после переоценки этих событий, ценностей. Так что все теряет свой вкус. Здесь ничего не остается, как каждую секунду, которая у тебя есть, прожить так, чтобы поменьше чувствовать боль. И всё.
Вопрос: И побольше наслаждения?
Ответ: Ему нужны наркотики и всё. Отключайся спокойно, дружок.
Вопрос: А что вы тогда называете истинным мгновением, прожитым достойно, правильно?
Ответ: Я вообще не за то, чтобы жить только одним мгновением. Это не моя философия.
Моя философия - что жизнь должна состоять из таких мгновений постоянно, из мгновения в мгновение, еще и еще. И тогда можно будет думать о том, что не важен этот рак или какая-то другая роковая болезнь, или конец вообще, который у всех, кстати говоря. И тогда человек будет четко понимать, что ему дано, для чего, ради чего, как он должен это прожить, что оставить, что сделать с собой.
Вопрос: А что вложить в эти мгновения? Допустим, я согласен с вами: жить каждое мгновение и готовить следующее мгновение.
Ответ: Возвышать себя над своей животной природой и как можно быстрее, ярче, эффективнее достичь свойства отдачи и любви, которое не относится к нашему миру. И таким образом, что называется, подготовить себя к миру будущему. Вот и всё. Это будет очень эффективное использование этого мира, этой жизни, во имя будущего мира, будущей жизни.
Вопрос: То есть вы считаете, что когда человеку ставится вот такой предел, который называется "неизлечимая болезнь" или что-то, она делается именно для этого?
Ответ: Для этого! И надо подготовить людей, которые будут обслуживать этих так называемых несчастных. Я не считаю их несчастными. Я считаю, что им дана великая возможность исправить себя, изменить себя, поднять себя до уровня следующего мира.
Вопрос: До уровня этой любви?
Ответ: Да. И пускай входят в него спокойно.
Вопрос: Получается, что несчастными остаются те, которые остаются в этом мире, прожигая его наслаждениями этого мира?
Ответ: Да. А эти могут уже заранее подняться до этого! И вдруг видят: а болезни-то нет. И тогда вопрос: а для чего я все это делал? 🙂 Это меня кто-то так подло обманул.
Вопрос: Да. Врачи скажут: "Голубчик, у вас все в порядке". То есть такой трюк делает Творец с человеком? И вы за такие трюки на самом деле?
Ответ: Я за то, чтобы обмануть человека, чтобы он решил правильное уравнение со своей жизнью и смертью. И из этого решения чтобы изменил свою жизнь.
Вопрос: Вас слово "обманул" не корежит?
Ответ: Нет, конечно. Это ж эгоист! Еще как его надо обманывать! Эгоизм нужно надувать всю жизнь, как сейчас нас надувают. Но тут уже надувательство серьезное, пограничное.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.07.2022