Реплика: Мир сейчас стал клиповый, люди смотрят клипы, слушают аудиокниги, меньше читают.
Но исследования ученых говорят: "Чтение не менее полезно, чем йога. Побудьте 20 минут в одиночестве, чтобы помедитировать с книгой и абстрагироваться от повседневной суеты, и у вас стабилизируется психическое состояние, будет вырабатываться дофамин, повысится удовлетворенность жизнью, самооценка".
Оказалось, что у тех, кто уделяет чтению хотя бы три с половиной часа в неделю, риск преждевременной смерти снижается на 23%.
Ответ: Я думаю, что чтение позволяет человеку самоуглубляться, изучать себя относительно того, что он читает, внутренне развиваться. Но для нового поколения это уже нереально.
Они не будут читать. Не могут. Мы оставили им такую среду, что она убивает их полностью. Это клиповое мышление, только лишь эти тик-токи и прочее.
Это все, конечно, просто убивает человека в человеке.
Вопрос: А к чему мы придем все-таки?
Ответ: Через зло мы всегда приходим хоть к чему-то, к осознанию зла.
Реплика: Но вы говорите, что мы читать уже, практически, не будем.
Ответ: Это будут другие книги, другие чтения. Это будет больше вопросов, ответов, больше такого, целенаправленного характера. Это не будут тома сплошного текста, как мы читали. Я помню, как я приходил в библиотеку в пятом, шестом, седьмом и других классах: берешь три-четыре тома домой, читаешь. Возвращаешь - следующие три-четыре тома и так далее.
Реплика: То есть у вас в доме было введено чтение - это главное.
Ответ: Это все, это основное. А откуда же еще было что-то черпать?
Реплика: Я вижу, что вы пропустили через себя много литературы, и не только технической.
Ответ: В основном то, что было доступно, то есть мировая классика. Это все, конечно, было.
Вопрос: А если все-таки взяться и развивать сегодняшнего ребенка, приучать его к чтению?
Ответ: Я не знаю. Он будет очень оторван от современной жизни, от сверстников.
Вопрос: То есть даже это вы не советуете особенно - нажимать на ребенка?
Ответ: Нет. Все-таки общество, окружение - оно оформляет человека.
Просто эти дети выросли в такой период, так что они должны в нем и существовать.
Вопрос: Нельзя сказать, что это плохо, нельзя сказать, что это хорошо?
Ответ: Ты не можешь взять их в джунгли. Таким им покажется это общество, со всеми этими книжниками. Представь себе, что ты их забираешь на 50 лет назад.
Вопрос: В чтение туда? Когда читают?
Ответ: Вообще в культуре, в общении, во всем том, что они получают от книг. Поэтому то, что они сейчас оторвались от книг, - это от того общества, которое было раньше. Так что, сегодня оно бы им не пригодилось, наоборот мешало бы. И поэтому я считаю, что не надо насиловать.
Вопрос: Что будет с этими детьми, подростками, которые практически разучились читать?
Ответ: Они будут читать, но у них будут другие чтения, другая привязка к тексту, другой язык. Я считаю, что все будет нормально, нечего нам переживать. Это не наше дело.
Вопрос: Это так природа ведет и развивает?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: К чему она ведет в результате это поколение?
Ответ: Каждое поколение вырастает в той среде, которая его порождает, оформляет, и оно так и должно развиваться. Не мешай ему. Это просто осталось несколько "динозавров" в современном поколении, и они мешают современному поколению жить нормальной жизнью.
Реплика: Указывают: читайте, читайте, только читайте.
Ответ: Да.
Вопрос: Что же такое тогда воспитание?
Ответ: Это если ты параллельно с тем, что они знают, набираются из своих соцсетей и так далее, дашь им какой-то ликбез - что есть в мире такая особая машина - природа, - которая все равно нами руководит и ведет нас к чему-то. Хорошо бы нам этой машиной овладеть. От нее мы никуда не денемся, мы в ней существуем.
Есть наука, которая говорит о том, как устроена эта машина, как можно ее узнать. Изменить ее ты не можешь, а вот узнать, как можно под эту природу подстроиться, узнать ее алгоритм, каким образом ты можешь с ней взаимодействовать, с этой машиной, - это хорошо. Это полезно.
Вопрос: Это и будет воспитание - заинтересовать их изучением природы?
Ответ: Да. Сегодня у нас возникает все больше и больше таких вопросов, от которых мы отмахиваемся, потому что не можем с ними ничего поделать. Так вот, узнать, почему, как, зачем что-то делает с нами природа, и что мы можем сделать к этому сами, что в наших силах - это очень хорошо можно узнать только лишь из тех состояний, которые мы можем найти в науке каббала, и больше нигде. Это, я думаю, они должны были бы добавить к сегодняшнему мировоззрению.
Вопрос: То есть вы считаете, что наука эта войдет, так или иначе, рано или поздно, в жизнь?
Ответ: Вместо всех миллионов томов и всего того, что человечество набрало, накопило, открыло, написало, оформило так для нас всё, нужна только одна наука - наука каббала. Что с нами желает сделать природа, каким образом она на нас влияет и как нам правильно, достойно ответить на это, чтобы достичь наслаждения, чтобы достичь счастья, чтобы достичь знания, познания и прожить наши годы в этом состоянии как можно более плодотворней.
Каждое поколение требует своего подхода к миру.
Вопрос: И это поколение потребует именно науку каббала?
Ответ: Я надеюсь, да. Я надеюсь, что это поколение не попадет впросак, не потеряет себя, чтобы очнуться через пару поколений. А чтобы уже при нем мы начали постигать замысел природы относительно нас.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2021