Вопрос: Гора Синай символизирует свойство Хасадим, милосердие. Гора Хермон - свойство Хохма, мудрость. Почему Книга Зоар говорит именно о горах?
Ответ: "Гора" от слова "ирурим" - "сомнения".
Когда в человеке возникают сомнения и проблемы, но он хочет идти вперед, и не знает как, тут и возникает перед ним гора. Если он выбирает подъем на гору, т.е. приподнимается над своими эгоистическими проблемами, свойствами, сомнениями, то тогда он получает источник света.
Книга Зоар говорит о двух горах, потому что у нас есть два вида анализа существующей действительности: сладкое или горькое, правда и ложь. Сладкое или горькое мы анализируем с помощью света милосердия - добро или зло, а правду и ложь - с помощью света мудрости. Получается, что человек всегда находится между этими двумя анализами: это может быть сладкое, но ложь, а может быть горькое, но истина.
Вопрос: Мы говорим о сладости и горечи в духовном?
Ответ: Неважно. Нам необходимы эти два вида ощущения, для того чтобы дать возможность в нас вырасти тому, что называется "человек". Ведь, исходя из нашего эгоизма, мы не люди, а всего лишь животные. Возможно, в чем-то немного мудрее обезьян, но я бы сказал, намного несчастней их.
Дело в том, что животный признак роста, развития, существования заключается в выборе сладкого вместо горького. А правда и ложь - не имеет значения. Правда всегда там, где сладко. А где горько, я говорю себе, что это ложь.
Наша мораль построена только на этом. Мы видим, что делается в мире: то, что мне выгодно, хорошо, сладко - это правда.
В этом люди постоянно сталкиваются между собой, т.к. каждому хочется своей сладости. Более того, каждый хочет убедить другого, что он прав, чтобы каким-то образом сманить его на свою сторону и выиграть.
Поэтому вход в духовный мир заключается в том, что человек приподнимается над анализом "сладкое-горькое" и начинает анализировать себя только относительно правды и лжи, чтобы полностью приклеиться к истине, абсолютно отстраняясь от лжи, хотя ложь выглядит сладкой, а правда горькой.
Иными словами, ты можешь сделать правильный анализ "правда-ложь", только если привлечешь к этому еще анализ "сладкое-горькое". И получается, если мы правильно владеем этими анализами, тогда можем построить себя выше своей природы.
В этом и заключаются значение двух гор или двух подходов: Ишмаэль - Эйсав, свойство милосердия - свойство мудрости. А когда произойдет соединение этих двух свойств, сладкое станет истиной, потому что ты исправился настолько, что в тебе совпали оба свойства. Речь идет о внутреннем развитии человека. И только лишь.
Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №9