Реплика: Одним из факторов духовного развития человека являются первоисточники. На протяжении истории за последние 5500 лет было написано множество каббалистических книг. Но кроме того, есть еще и комментарии к ним.
Ответ: Я не советую пользоваться какими-либо комментариями, кроме очень особых.
Дело в том, что есть
первоисточники, написанные 2000-3000 лет назад, на которые через 1000 лет и более были сделаны серьезные комментарии, прошедшие затем проверку временем. А есть такие, которые пишутся в наше время всевозможными самозваными каббалистами.
Все каббалистические книги можно уложить в несколько источников. Это "
Книга Создания" ("Сефер Ецира"), Танах, Вавилонский Талмуд, Мишна,
Зоар и некоторые книги, написанные еще в период двух израильских царств.
После этого идут книги Ари, комментарии Бааль Сулама на труды Ари и дополнения Рабаша о духовной работе к трудам Бааль Сулама.
Практически для нас актуален только Бааль Сулам с его комментариями на труды Ари и Книгу Зоар, а также Рабаш с его письмами и статьями, рассказывающими о духовной работе.
Вопрос: Что такое сам комментарий? Он как бы упрощает и больше раскрывает предыдущие труды?
Ответ: Естественно, и раскрывает, и поясняет. Ничего другого там нет.
Рабаш практически описал всю работу в группе. Он брал маленькие отрывки из Торы и из других источников, но только для того, чтобы на них показать, каким образом надо выполнять духовную работу.
Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019