Вопрос: Зачем нужна вся эта игра между силой добра и силой зла? Разве не лучше, если бы существовала лишь одна сила добра?
Ответ: Этим
эгоизм и портит нам всю жизнь, ведь он хочет лишь одного: чтобы ему было хорошо. Он не понимает, что силу зла нужно использовать так же, как силу добра, приведя их обе в равновесие. Эгоизму это неудобно.
Вопрос: Что значит, равновесие между доброй и злой силами? Я хочу быть в
гармонии с добром, но как можно быть в гармонии со злом?
Ответ: Не может быть гармонии с добром или гармонии со злом. Гармония существует только между ними двумя, в их связи, в равновесии. Поэтому наша жизнь обязана состоять из добра и зла, иначе нет жизни.
Вопрос: Но представляете, как было бы чудесно, если бы в мире существовала лишь одна сила добра?
Ответ: Надо перестать называть одну силу злой, а другую доброй. Добро и зло - это относительные понятия. Ты прилепляешь к ним одни ярлыки, а я могу прилепить прямо противоположные.
Есть две противоположные силы, данные нам от
природы. То, что возникает между двумя этими силами, называется "жизнь", существование. Камни, растения, животные, люди существуют потому, что созданы переплетением двух этих сил, взаимно уравновешивающих друг друга. Такова природа.
Мы существуем в этом мире в животном теле, а потому должны сохранять этот баланс, к которому природа обязывает любое животное. А то дополнение поверх животного уровня, которое мы получаем благодаря своему человеческому разуму и чувствам, нам тоже надо уравновесить, но для того, чтобы использовать его уже не на животной ступени, а как люди.
Человеческая ступень предполагает совершенно другое равновесие сил добра и зла. Как человек, я обязан относиться к добру и злу объективно и признавать право на существование их обоих, решая, что между ними может быть. Таким образом я формирую свое мировоззрение, понимая, что должен использовать одну и другую силу в их взаимодействии, в балансе, в правильной взаимной связи.
Для меня не существует добра и зла. Обе эти силы, сочетаясь между собой, производят мое хорошее состояние, то есть более продвинутое, высокое. Гармония между двумя этими силами превращается для меня в добро. Не какая-то одна сила или другая - а связь между ними.
Вопрос: Это уже добро и зло в своем абсолютном виде, относительно нашего развития. Но я, обычный человек, восприму это развитие добрым или нет?
Ответ: Это зависит от человека, от его подготовки, образования,
восприятия мира. Младенец, пока не вырастет до определенного возраста, еще ничего не понимает и следует своему желанию, просто как животное. Он естественным образом выбирает то, что ему нравится и не нравится.
Поэтому нам приходится его ограничивать, потому что он уже с самого своего рождения - не животное, а маленький человек. В животном заложена внутренняя программа, позволяющая ему правильно использовать все свои силы.
Животное не упадет с высоты, не съест что-то вредное для себя, не повредит себе. А младенец может себе повредить, и поэтому нуждается в присмотре. Уже с самого первого дня после его рождения, мы обязаны начать его воспитывать.
Животное не требует воспитания. Если детеныш животного брошен в лесу, но рядом с ним есть еда, он уже может выжить. Он будет сам знать, что можно есть, а что нельзя, чего следует остерегаться, и останется жить. Но младенец не выживет один. Мы должны все время учить его тому, что хорошо для него и что плохо, и как ему следует пользоваться всеми вещами для того, чтобы расти.
И расти он должен не только физически, хотя этому его тоже нужно научить. Когда же он немного подрастет и научится жить в этом мире, заботиться о своем теле, тогда нужно начать учить его ментально, внутренне, психологически.
Понимание добра и зла означает, что ребенок умеет использовать две эти силы, находящиеся вокруг него, внутри него и в других, постоянно сохраняя свое равновесие с окружением. В сущности, жизнь - это равновесие внутри меня и вокруг. Этому и надо научить маленького человека: как достичь внутреннего равновесия и баланса с окружающей средой на животном уровне, где находится наше тело, и на человеческом - в социуме, в связи с другими людьми.
Из 392-й беседы о новой жизни, 03.06.2014