Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре распахнул свои двери для тех, кому интересно провести аналогию между современным искусством и жизнью. Собственно, какой же тематической направленности представленная выставка? Возможно, автора побудил тот факт, что научно-технический прогресс, глобализация должны были объединить совершенно разных людей, облегчить общение друг с другом, но, кажется, все это «сработало» несколько иначе. «Человек разумный и одинокий» - выставка Ильи Федотова-Фёдорова - для тех, кто солидарен с предыдущим утверждением. Выставка открыта для посещений с 13 марта по 19 апреля, так что нужно поторопиться интересующимся данной тематикой.
Посещение этого мероприятия не займет у вас много времени - напротив, оно удивительно тем, что при таком относительно небольшом количестве инсталляций в человеке пробуждается разнообразный спектр чувств. Некоторые выходят с выставки в подавленном состоянии. Кого-то переполняет чувство восторга. Другая категория людей пребывает в задумчивом состоянии неопределенное количество времени с того момента, как перешагнула порог ММСИ (московский музей современного искусства). Атмосфера к этому располагает: в первую очередь - минимализм во всем. Белые стены, черные буквы - ничего лишнего. Как будто бы с самого начала выставки сквозь черным по белому написанные строчки «проступает» суть - «человек разумный» пытается упростить себе жизнь даже благодаря обстановке. Но не стоит забывать, насколько бы не были примитивны белые стены, черные начертанные на них буквы не перестают нести той смысловой нагрузки, которая изначально в них вложена, хоть прозрачным их напиши. Простота подачи не означает примитивность смысла.
Первая инсталляция, представшая перед взорами посетителей - стул и множество крючков, свисающих с потолка. В голове сразу возникает некая аллегория: крючки - это опасность, стул - некое укрытие для человека. Встав с него, последний окунается в мир, полный страхов и неприятностей. Каждый крючок - что-то по-своему нехорошее. А как легко на него попасться! Возможно, автор подразумевает враждебность мира по отношению к человеку. Он одинок среди своих проблем, ему самому придется преодолеть все страхи и опасности в этой жизни. Победит сильнейший - тот, кто зацепится за меньшее количество крючков.
Во втором зале взорам посетителей представляется множество «экспонатов». Каждому интересно что-то свое, но все до единого обратили свое внимание на аквариум с золотой рыбкой, который наполнен личинками комаров. И снова начинается борьба за выживание: либо личинки поглотят весь кислород и оставят жительницу водной стихии без необходимой «порции» воздуха, либо рыбка съест такое количество личинок, которое ей позволит остаться в живых. Мы, к сожалению, так и не узнали, кто победил, но суть далеко не в этом. В так называемом «образном параллелизме» человек должен узнать себя. Это его жизнь в «мини-формате», урезанном варианте. Каждый день «homo sapiens» приходится вести борьбу за выживание, хоть сейчас и не принято об этом говорить, так как люди уже давно не живут в первобытном обществе. На самом деле, формы борьбы просто-напросто поменялись: раньше - борьба со стихией, сейчас - борьба с самим собой и агрессивно настроенным миром.
Подобный замысел заключала в себе и инсталляция «Соль, вода, устрица». Поменяв пропорции местами (в море на 500 мл воды приходится 14,5 грсоли, здесь же - 500 гр соли на 14,5 мл воды), художник решил сгенерировать предполагаемую модель поведения любого существа: «Ведь даже в абсолютно безвыходной ситуации, но когда есть малейший процент шанса на выживание, за эту надежду хватаются, не отдавая себе отчета, что эта надежда - лишь учет математической погрешности». Жестоко, но правда.
Третий зал остался для меня загадкой. Фотографии на стенах позволили окунуться в волшебный микроскопический мир (так как они сделаны с помощью микроскопа), и каждый желающий мог посмотреть непосредственно в сам микроскоп и увидеть собственными глазами то, что было изображено на фото. Благодаря изменению подсветки изображаемое меняло суть - становилось более ярким, увеличивалось количество штрихов и изгибов. Нигде не было указано, на что же мы смотрели под «увеличительным стеклом», но с одногруппницами смело предположили, что это - лепестки цветов.
Данная выставка, на мой взгляд, призывает человека задуматься о жизни в современном мире. Человек всегда одинок, даже если он не один. Кто-то из посетителей увидел в представленном некий смысл, заложенный автором, кто-то его не увидел. Каждый оказался по-своему прав. Мне кажется, что такие выставки до конца понятны лишь их создателю, и ни один не способен увидеть то, что доступно именно ему. Художник должен настолько умело организовать подобное, чтобы каждый посетитель смог провести собственные аналогии, увидеть в инсталляциях и картинах что-то свое. Я никого не призываю придерживаться моей точки зрения насчет увиденного.