Левитан один из первых открыл особую прелесть русского пейзажа. Смотря на его картины, понимаешь, насколько красива наша природа. До него живописцы не находили в русском пейзаже чего-то особенного, что им не могли дать поездки за границу и наслаждение пейзажами "заморскими".
Особенно любили наши художники итальянские виды. Левитан опровергнул последний довод и доказал, что и русская природа может принести как живописцу, так и зрителю эстетическое наслаждение, нужно лишь уметь находить в ней то особенное, невыразимое.
Золотая осень. 1895
Русской природе не свойственны яркие цвета, четкие линии. Она импрессионистична и безгранична, но иначе, чем это провозгласил французский импрессионизм. Русский пейзаж открывает взору простор, за который угадывается еще простор, и еще.
Серый день. 1895
На картинах - вечное умиротворение. Душа так и тянется посетить те места, которые изображены на полотнах. Хочется окунуться всем существом в ту атмосферу бесконечного простора, покоя, мира природы. Анонимные герои картин, о чьем присутствии зритель лишь может догадываться по неточному, еле заметному силуэту, не являются главными не полотне.
Поле цветов. 1895
Владимирка
Главный герой, который следовал за Левитаном всюду - это русская природа: осенние пейзажи, деревья, склонившиеся и плачущие над рекой, реки, текущие в бесконечность, глубокие омуты, похожие на затуманенные глаза природы, озера - зеркала, отражающие в своей вертикали прекрасные зеленые леса и горы. Все это - целый мир, который по-настоящему был открыт для зрителя лишь в конце 19 столетия.
У омута. 1892
Морские пейзажи Левитана ничуть не уступают пейзажам Айвазовского. Они также наделены особой душой, в которой просматривается русская сущность. Вряд ли море родного берега, благодаря мастерству художника, который добавлял в картины немного исконно-русского колорита, можно спутать с берегом турецким.
Морской берег. 1890
У моего школьного учителя, уроки которой я никогда не забуду, картины Левитана ассоциировались со вторым концертом Рахманинова. Для меня они немы и беззвучны. Лишь только одно стихотворение, принадлежащее перу Константина Бальмонта и имеющее характерное название "Безглагольность", возникает в голове:
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье - глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Над вечным покоем. 1894
"Только в России может быть настоящий пейзажист" - однажды сказал художник. Я думаю, что невозможно не согласиться с ним, ведь именно картины Левитана открыли зрителю бесконечный простор и независимость природы и утвердили: ваша жизнь - лишь маленькая частичка той жизни, которая существует на самом деле.
Осенний день. Сокольники. 1879