(Untitled)

Jul 17, 2008 15:02

Андре Бретон
Все школьницы разом

часто ты вонзая в землю каблук говоришь как если бы
на кусте раскрывался цветок дикого
шиповника кажется целиком слитого из росы
говоришь Всё море и всё небо ради одной
детской счастливой сказки в стране пляски а лучше ради
одного объятья в тамбуре поезда
летящего в тартарары сквозь пальбу на мосту а еще лучше
ради одной ( Read more... )

Стихи

Leave a comment

lairel July 28 2008, 15:34:08 UTC
У меня вчера были какие-то проблемы с подключением, поэтому один комментарий не доотправился...
Мне нравятся многие сюрреалистические произведения именно тем, что в них есть что-то от магических заговоров. Дело не столько в смысле, сколько в энергетике слов и их сочетаемости... Эффект при этом разный: страх, восторг или - как в данном случае - что-то сходное с головокружением... Хотя такое бывает не всегда. Некоторые их них оставляют меня совершенно равнодушной, и я ничего не чувствую, когда их читаю. Многие стихи Бретона вызывают у меня сильные эмоции. Впрочем, у него всё не ограничивается "магией". Много символов (по кр. мере я их нахожу). Тот же интернат со строгими правилами и диктант, в котором делаются подобные ошибки, вполне символичны.
Или, например, это:

ЗАНАВЕС! ЗАНАВЕС!
Бродячие театры разыгрывали мою жизнь
Под мои свистки
Авансцену приспособили под каземат и я мог оттуда
свистеть
Вися на решётке я видел на чёрной зелени задника
Героиню нагую до пояса
Она закалывалась в начале первого акта
Действие пьесы необъяснимо переносилось на люстру
На сцене мало-помалу сгущался туман
И я иногда кричал
Я разбил кружку которую мне выдали из неё вылетели
бабочки
И облепили всю люстру
Под предлогом интермедии ещё и балет хотели
мне показать хоть мысленно
Я пытался вскрыть себе вены кусками бурой земли
Но в тех краях я запропал навеки
Не вспомнить теперь где пролёг путь странствий
Я был ото всех отделён хлебом солнца
Герой кружил по гостиной единственный ловкий
персонаж
Он соорудил себе маску из моего лица
И подло играл на руку и инженю и предателю
Ходили слухи и всё шло своим чередом как май июнь
июль август
Внезапно тьма раздалась
В нескончаемых коридорах букеты тянулись в руки
Склонялись в одиночестве мне стоило только посметь
открыть дверь
Слишком много свободы мне предоставили сразу
Свободу кататься на санках с кровати
Свободу оживить тех кого мне не хватает
Свободу гонять пред собой по кругу мгновенья
Алюминиевые стулья расположились в кружок вокруг
киоска мороженого
Над ним взвился занавес вышитый бисером рос
и позеленевшей кровью
Подвал был великолепен на белой стене горел огненным
пунктиром мой силуэт пронзённый в сердце пулей

Одно из наименее абстрактных его стихотворений, на мой взгляд. Первая строчка объясняет все остальные...
Каземат, выданная (т.е. данная, навязанная, полагающаяся всем, кто находится в "каземате") и затем разбитая кружка, театр символичны...
Вылетевшие бабочки - "papillons surréalistes" (возможно)...
И - если учесть весь контекст - совершенно понятно, почему кровь не может быть красного цвета (какого угодно, только не красного)...
Кстати, помню, как классе в десятом я пыталась писать методом автоматического письма, хотя тогда я ничего о нём ещё не слышала. Быстро записывала все свои смутные ассоциации и цепочки случайно возникающих в моём сознании слов. Затем, когда перечитывала записанные фразы, обнаруживала в них столько неожиданно возникших смыслов, что сама с трудом верила, что писала это, стараясь максимально отключить своё логическое мышление...)

Reply

lperry July 28 2008, 16:03:26 UTC
Автоматическое письмо - одна из самых больших для меня загадок. Читая произведения, родившееся в его лоне (в первую очередь некоторые фрагменты из Керуака) почти всегда я остаюсь недоуменно зачарованным. Однако когда сам пытался в такой форме запечатлевать мысли, образы, ассоциации на бумаге - ничего толком не получалось и становилось обидно за свою беспомощность)
И дело не в отсутствии смысла в написанном, а скорее в отсутствии ритма, мелодии, всего того, что меня увлекает в любимых книгах.
Я, конечно, понимаю, что я не Керуак - но уж очень хотелось бы научиться использовать этот метод=)

Reply

lairel July 29 2008, 02:20:09 UTC
Если ты слышишь мелодию в чужих произведениях, то, возможно, она скоро появится и в твоих... Многие её вообще не способны уловить...
Кстати, ты играешь на каком-нибудь музыкальном инструменте?

Reply

lperry July 29 2008, 04:43:16 UTC
К сожалению, природа обделила меня и слухом и голосом, поэтому все мои юношеские попытки приобщиться к гитаре или барабанам не имели успеха.
Я так и остаюсь - меломаном до мозга и костей. И, пожалуй, мне это нравится -
пусть вторая из любимых сфер искусства останется для меня предметом чистого обожания и восхищения 8)

Reply

lairel July 29 2008, 15:30:46 UTC
У тебе, скорее всего, слух внутренний. Человек, лишённый слуха на 100%, как правило, вообще равнодушен к музыке (музыке текстов в том числе)...
Его можно развить. Как и чувство ритма. Так, по кр. мере, утверждал наш преподаватель по пению, с которым я занималась в детстве.
И если не будешь на чём-нибудь играть, то это может помочь в написании текстов, во многих из которых, кстати, и так есть мелодия (я имею в виду твой ЖЖ)...

Reply

lperry July 29 2008, 16:25:33 UTC
Спасибо за столь теплые слова 8)
Мне и правда бывает немного грустно, когда на концертах захватывающих меня исполнителей и групп я вдруг понимаю - мне не создавать эти мелодии ритмом настоящей жизни. Но вскоре, к счастью, эта грусть уходит, и уводит ее наслаждение от слышимой музыки.

Reply


Leave a comment

Up